ГЛАВА 90( Из серии "Хроники старого меломана ")
ИЭН ПЭЙС ( IAN PAICE)
Иэн Пэйс остаётся единственным участником DeepPurple ,который играет в легендарной группе со дня её основания в1968-ом году! Более того, он единственный музыкант DeepPurple ,представленный на всех без исключения дисках- концертных, студийных и сборниках. Страшно подумать, пятьдесят с лишним лет группа не знала никакого другого барабанщика ,это как брак без измен и приключений ; может и пресно, зато честно и надёжно ! Репутация Пэйса-барабанщика высочайшая, одни коллеги называют его "Ринго металла"- за простоту и эффективность манеры, другие считают праотцом школы хард-рока и ставят далее на ступень выше бесподобного Джона Бонэма. Вне DeepPurple Пэйс тоже работал, его партнёрами были самые известные и титулованные музыканты ,цвет рок-музыки -о них, о DeepPurple и других темах вашему вниманию предлагается небольшое интервью, которое дал музыкант в 2008-ом году журналу "Ровесник"
- Как вы относитесь к своему статусу "живой легенды?
Иэн Пэйс: Мне нравится в нем слово "живая"!А если честно, я его не понимаю.
- Это говорит ваша скромность или кокетство?
Иэн Пэйс: Это говорит здравый смысл. А все эти рейтинги ,статусы придумывайте вы, журналисты! Музыканты по -другому видят, и свою карьеру, и свои достижения.
- Как же?
Иэн Пэйс: Как лоторею: в начале пути никто не знает,куда он тебя заведет.Уверяю тебя ,очень и очень достойные музыканты оказались в положении полной безвестности, а многие середнячки сегодня стали мировыми звёздами. В нём никто не виноват-это судьба.
- То есть вы хотите сказать, что жизнь могла сложиться таким образом, что DeepPurple не стали бы теми, кем стали?
Иэн Пэйс: И не только DeepPurple .Мир вообще мог получиться совсем другим, и место музыки в нем было бы не таким заметным.А уж кто был бы в таком мире звездой, этого не дано знать никому.
- Давайте все же согласимся ,что в нашем мире DeepPurple -и вы в их составе -стали символом качественной музыки ,нет возражений?
Иэн Пэйс: Нет.
- Тогда расскажите, как вам игралось в те моменты ,когда состав DeepPurple кардинально менялся- это же происходило несколько раз?
Иэн Пэйс: Изменения происходили не потому, что нам так хотелось,- обстоятельства так складывались. Лично у меня никогда не было проблем в общении с Ричи, такие проблемы возникали у других. И когда он ушел, это был удар, очень серьезный удар. Потому что влияние Ричи Блэкмора на нашу музыку невозможно переоценить, в каком -то смысле он и был музыкой DeepPurple .
- И как с этой мыслью жили его преемники?
Иэн Пэйс: Все новые музыканты, не только гитаристы, приносили что-то своё. Например Гленн Хьюз очень любит черную музыку, в его манере варьировать ритм много от блюза, мне это нравилось, и мне тоже пришлось подстраиваться под него, а ему -под меня. Своё влияние принес и Томми Болин, первый сменщик Ричи. Те, кто приходит, особенно не очень известные музыканты ,вначале побаиваются, потому что попали в новую среду. Но и те, кто сидит на своих местах ,нервничают: к нам пришли молодые и амбициозные ,они лучше нас понимают современную моду ,как мы в неё впишемся? Не надо думать, что ветераны берут новичков в оборот- мол ,мы звёзды ,делай что тебе говорят! Может где-то это и так, но не в DeepPurple .
-Вы помните, как начинали?
Иэн Пэйс: Конечно! Сегодня это может показаться смешным , но задача заключалась в том ,чтобы сыграть вещи в студии точно так же ,как мы играли их на концертах! Мы не шли ни на какие компромиссы и играли в студии так ,словно находимся перед зрителями.Так записывались тогда почти все, и сегодня это чувствуется в дисках Хендрикса, Cream, Vanilla Fudge ,это эффект живого присутствия.
-А сейчас?
Иэн Пэйс: Я не хочу показаться брюзжащим стариком, но технологии незаметно убили душу рока. Да, сейчас звук можно создать любой, но рок -это не только звук, это ещё и твоё желание играть его.А что может желать музыкант, к услугам которого библиотека любых звуков ,партии любых инструментов в любом исполнении ,оркестровки и целые блоки гармоний и ритма? Я бы не знал ,чего мне пожелать.
-Вы часто говорите, что Роджер Гловер для вас является идеальным партнёром по ритм-секции ,а с кем помимо его вам было играть легко и свободно?
Иэн Пэйс: Со всеми, с кем сводила жизнь.Потому,что мне повезло, я играл с лучшими в мире басистами. Роджер действительно идеальный напарник, но и с другими было играть приятно, например Пол Маккартни .Я всегда испытывал благоволение перед ним ,а когда он пригласил меня для записи своего альбома "Run Devil Run" ,а после мы ещё играли на концертах - я ещё раз убедился ,какой это выдающийся бас-гитарист .Ему нет равных в аппликатуре шагающего баса и в импровизировании- даже если термины вам непонятны ,поверьте на слово, он уникальный басист!
-Кто ещё?
Иэн Пэйс: Нил Мюррей очень сильный бас-гитарист,один из лучших ,я играл с ним в группе Гари Мура и в Whitesnake .Его конёк - басовые каденции ,здесь он король! Очень интересно играл прежний басист "Роллингов" Билл Уаймен ,я пересекался с ним во время благотворительных концертов ,он ас игры в обгон, он даже меня умудрялся опережать, а это из области невозможного !
-Расскажите о своих учителях.
Иэн Пэйс: Их не было ,и это представляло собой проблему .Приходилось играть по наитию, потом стал читать специальную литературу, много слушал .Хотя нет -Джин Круппа ( американский барабанщик, считается основоположником техники современных ударных) был учителем всех барабанщиков моего поколения! Дело даже не в том, как он стучал ,а как стильно выглядел и мы стали фанатами в начале фильмов ,где он играл, а потом и его музыки .До 15- и лет я барабанил на чем придется ,надоедал всем до смерти , и мне в конце концов купили настоящую ударную установку .Как сейчас помню, новенькая она стоила 50 фунтов ,в 1963-ем это были большие деньги .Через полгода я уже играл в рок-группе, в 17 лет стал профессионалом : это не значит, что я мог прокормить себя барабанами ,это значит, что у меня не было никакой другой работы ! В 1967-ом я оказался в Германии ,в знаменитом "Стар-клубе" ,откуда в начале 60-ых стартовали "битлы" , там я познакомился с Ричи .Вот, собственно, и всё.
.