Продолжаю показывать вам интересные места Тамбова и достопримечательности. Некоторое время я провела дома, с травмой ноги, и не ездила на съемки. И в это время я начала получать много откликов на канале, с просьбой скорее вернуть рубрику про Тамбов. Мне безумно приятно, что вам так интересен этот раздел! И вчера мы с мужем, несмотря на мороз, съездили на съёмки для канала, чтобы порадовать вас чем-то новым, и интересным.
Отправились мы в район завода ТВРЗ (Тамбовский вагоноремонтный завод). Это одно из крупных действующих предприятий города, специализирующееся, как вы поняли, на ремонте вагонов для нужд РЖД. Адрес - площадь Мастерских, д. 1.
Как и многие другие предприятия города, ТВРЗ существует и функционирует довольно давно - заводу уже больше 120-ти лет.
На втором этаже железнодорожного вокзала можно посетить музей ТВРЗ, ранее располагавшийся в ДК "Знамя труда". А около самого завода находится аллея трудовой и боевой славы.
✨ Памятник Ленину
В сквере при заводе расположился товарищ Ленин. Немного обшарпанный, но красивый) Я, как и многие, поддалась "лениномании", и начала собирать коллекцию Ильичей-памятников из Тамбовской области, и других городов. Как наберу побольше - обязательно продемонстрирую в отдельной публикации) К сожалению, мне не не удалось найти ни скульптора, ни год установки памятника.
Дом железнодорожников, расположившийся недалеко от проходной завода, представляет собой печальное зрелище - окна побиты, в брошенных квартирах гуляет ветер. Рушиться дом не планирует - он укреплен особым образом, ведь располагается буквально в нескольких метрах от многочисленных ж/д путей. Но и восстанавливать его будут вряд ли... Предположительно, дом был построен в 1960-м году.
Заглянула в разбитое окошко увидела на столе икону и полотенце. Странно. Федя разглядел там на стенах какие-то картины, я их не смогла снять. И очень холодно!
Может быть, вернемся сюда по лету, попробуем попасть внутрь. А пока отправляемся на пешеходный мост. Именно с него мы сможем легко снять старинную водонапорную башню с выгодного ракурса, и попасть к паровозу-памятнику. Виды с моста открываются красивые, но мы тут не задерживаемся - наверху задувает холодный ветер.
✨ Водонапорная башня
Я делаю несколько снимков той самой башни. Водоёмное здание использовалось для того, чтобы заправлять паровозы водой. Колонки располагались ближе к путям, а вода подавалась с высоты башни. На один километр, для создания пара требовалось 8-12 литров воды. Раньше подобные башни были на каждой станции. Башня выполнена в стиле эклектики.
Подробнее один из предметов наших изысканий - водонапорную башню, разглядываем уже снизу.
У многих, наверняка возник вопрос - если внутри башни была вода, то откуда окна? Всё просто - окна носят исключительно декоративный характер, а внутри башен располагались большие железные баки (в данной башне их было два). Некоторые окна заложены цветными стеклоблоками.
А некоторые (мы предположили, что более старые) имеют деревянные створки с шестигранной звездой (гексаграммой). Не впервые мы встречаем в Тамбове на общественных постройках довольно загадочные оккультные или масонские символы! Что бы это значило?
Гексаграмма (др.-греч. ἕξ — шесть и γραμμή — черта, линия) — звезда с шестью углами, которая образуется из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников.
Иногда гексаграмму ассоциируют с иудаизмом, но исторически она употребляется в другом историческом, религиозном и культурном контексте, например в исламе, в восточных религиях и в оккультизме.
Что ещё более любопытно - на сайте РЖД значится, что башня построена в 1952 году, и не является объектом культурного наследия. Её предлагают арендовать всем желающим. Однако, слов из песни не выкинешь, и вот
Пешеходный мост и станционная водонапорная башня на фотографии из вышедшей в 1913 году книги «Рязанско-Уральская железная дорога и ее район»:
Информация взята с сайта https://watertowers.ru
Очевидно, что это тот самый мост, та самая башня. Соответственно ее постройка датирована где-то 1910-1913-м годом. Зачем так нагло обманывать? Тем не менее, как бы не считали РЖД, и как бы не открещивались от памятника культурного наследия (пусть и не официального), краеведы, пытливые умы и экскурсоводы про башню не забывают. В других городах тоже можно найти много интересных водонапорных башен около станций. Ещё одна идея для коллекционирования путешественнику)
✨ Памятник железнодорожникам, погибшим в ВОВ
Ну а мы отправляемся дальше, вдоль путей.
И, пройдя совсем немного, попадаем к памятнику железнодорожникам, погибшим в Великой Отечественной Войне. Мемориал состоит из стеллы с именами погибших, и паровоза Эр 764-13.
Паровоз изготовлен в 1948 году в Венгрии, на заводе MAVAG. Эта серия паровозов-локомотивов была разработана в 1909 году.
Они активно использовались и в мирное, и в военное время, почти весь XX-й век. Данный локомотив рабочий, он был в эксплуатации до конца XX века, после чего стал памятником.
Листайте галерею:
Да, памятник находится на некотором отдалении от ж/д вокзала, и "лазить" по нему нельзя. Стоит табличка "посторонним на территории находиться запрещено", но на самом деле, никто вас от памятника не прогонит, если вы культурно его осмотрите и пофотографируете, без попыток вандализма. Раньше рядом была столовая ТВРЗ, доступная всем желающим. Думаю, она работает и сейчас)
Подписчики пишут, что подобные паровозы есть во многих городах. Очень отрадно, что есть такие памятники истории! А в вашем городе есть памятник-паровоз? Пишите в комментариях, делитесь фото. А наша прогулка подошла к концу. Но мы обязательно увидимся с вами снова на просторах краеведческо-туристической рубрики, всё только начинается!
Хотите узнать больше о Тамбове, или планируете туристическую поездку? На этом канале для вас доступны сотни материалов о достопримечательностях, пляжах, парках, и местах общественного питания. Весь собранный материал я распределила по подборкам, которые доступны в рубрикаторе ниже:
Для новых читателей - этот канал мультиформатный, спектр тем можно узнать ➡️ ТУТ.
Поддержите мой блог подпиской, лайком, комментарием и репостом! Это очень важно для меня! Благодарю вас. Ваша Лена ❤️