Найти тему

Иисус как пророк

Медитации этой недели посвящены Иисусу как пророку. Альберт Нолан (1934-2022) был южноафриканским теологом и активистом борьбы с апартеидом, которого вдохновляла пророческая личность Иисуса.

В своих рассуждениях о том, кем был Иисус, его современники сходились во мнении, что, несмотря ни на что, он был пророком (Марк 8:27-28; Лука 7:16).

Некоторые могли думать, что он был лжепророком, но он явно говорил и действовал как пророк. И, безусловно, именно таким Иисус видел себя (Луки 4:24). Не похоже, чтобы он когда-либо противоречил кому-либо, кто ссылался на него как на пророка. Поэтому в своем основном вдохновении духовность Иисуса была похожа на духовность древнееврейских пророков.....

Иисус говорил, как и большинство пророков, от имени или по поручению Бога. На самом деле, похоже, что он делал это более уверенно и смело, чем любой другой пророк.... Откуда Иисус черпал эту непоколебимую уверенность в том, что он может так прямо говорить от имени Бога?...

Пророки испытывают не только особое призвание от Бога, но и особую близость к Богу, которая позволяет им понимать "чувства" и "мысли" Бога о том, что происходит или произойдет в будущем. Именно этот мистический опыт единения с Богом позволяет им говорить от имени Бога.

При чтении Евангелий у нас создается общее впечатление, что Иисус был человеком действия: проповедовал, учил, исцелял, противостоял религиозному и политическому руководству. Но мы не всегда замечаем, что за всеми этими действиями и в поддержку им стояла жизнь в постоянной молитве и глубоком созерцании.

Нолан указывает на созерцательную духовность, которая пронизывала пророческие действия Иисуса:

Похоже, Иисус использовал любую возможность, чтобы удалиться в тихое и одинокое место для молитвы и размышлений. "Утром, когда было еще очень темно", - говорит нам Марк 1:35, - "[Иисус] встал и вышел в пустынное место, и там молился" (см. также Марк 6:46 и Лука 4:42). В Луке 5:16 говорится, что Он делал это регулярно. Перед тем как избрать двенадцать апостолов, он провел всю ночь в молитве, как нам говорят (Луки 6:12).....

Здесь нас интересует мощно простой способ, которым пророчество и мистицизм образуют неразрывное целое в жизни и духовности Иисуса.... Традиционно ... пророки были мистиками, а мистики - пророками. Любая идея о том, что можно быть пророком, призывающим к справедливости и социальным изменениям, без некоторого опыта единения с Богом, была немыслима. Столь же немыслимой была и идея о том, что можно быть отличным мистиком, не высказываясь критически о несправедливости своего времени.

Нолан считает, что Иисус в конечном итоге призывает всех нас быть пророками:

Любой, кто хочет воспринимать Иисуса всерьез, должен быть готов стать пророком и мистиком. В истории Израиля до Иисуса пророки были редкими личностями. Целью Иисуса было открыть дух пророчества для каждого.... Тогда и мы все сможем стать достаточно смелыми, чтобы говорить, как пророки.

———————

Albert Nolan, Jesus Today: A Spirituality of Radical Freedom (Maryknoll, NY: Orbis Books, 2006), 63, 67, 68, 72, 75.