Найти тему
ИНФОРМЕР

Признает ли Тегеран Крым?

Иран поддерживает Россию в ее борьбе за новый мир, о чем свидетельствует реальная политика. Но публично сказать об этом, в том числе признать Крым и новые регионы РФ, Тегеран сможет лишь по результатам спецоперации, в условиях новой международной обстановки. Об этом заявил в интервью РИА Новости Крым доктор политических наук, завкафедрой политических наук Севастопольского государственного университета Александр Ирхин. Он отметил, что у Ирана, как и у всех бывших империй, существует проблема национального сепаратизма: на севере страны проживает значительная азербайджанская община. При этом у Ирана есть свой проект по возвращению Северного Азербайджана (нынешний Азербайджан и Армения). Тогда как у соседней Турции иной взгляд на будущие границы Ирана, что в нынешних условиях для него опасно. У усилившейся Турции — исторического конкурента Персидской империи — свои претензии к этому пространству. И в настоящий момент Турция более успешна в своих экспансионистских устремлениях, реализуя концепцию тюркского, турецкого мира, — сказал Ирхин. Следовательно, к Тегерану, если он вдруг заявит о признании Крыма и новых регионов России, могут тут же возникнуть вопросы с предложением провести референдум в местах компактного проживания иранских азербайджанцев, которые тяготеют к Турции и Азербайджану.

Александр Ирхин также отметил, что так как допустить развала страны Иран не может, то говорит вслух то, чего от него желают слышать, но это вовсе не значит, что он так считает.

У них шкала мировоззрения на Востоке другая: то, что они говорят, не означает, что они так думают. Россия чувствует поддержку Тегерана? Конечно, чувствует — вооружение. И это взаимные поставки наших самолетов Су-35. То есть на уровне реальной политики идут другие процессы. Но на уровне дипломатии, которая сейчас стала сферой публичной политики, сферой конкуренции, они могут хитрить, — объясняет политолог. Еще одна причина, по которой Иран не произносит вслух того, что есть, связана с ожиданием окончания специальной военной операции на Украине и объявления ее понятных результатов. Вопрос на полях СВО пока не разрешен, и весь мир за этим наблюдает, — отмечает Ирхин. Сейчас идет масштабный пересмотр границ не только у нас — все смотрят на то, как неудавшиеся для себя войны, в результате которых произошли территориальные потери, пересмотреть. Весь мир вошел в это движение. Все достают старые карты, — добавляет политолог. По его словам, в мире существует порядка 150 территориальных споров между различными государствами, а вопрос признания (Крыма и новых регионов РФ) — это вопрос времени и международной обстановки, которая сложится после конфликта.