На днях не смог смолчать еще один деятель культуры 90-х - Эдуард Тополь. Кто-то, может быть, помнит его покетбуки на книжных развалах? Детективы в пику Марининой и Дашковой.
Так вот Эдуард Тополь (Тополь - это псевдоним, его настоящая фамилия - Топельберг). Родился в Баку, пожил в Полтаве, затем эмигрировал в США. В 90-е подзаработал в Москве. Сейчас обретается в Израиле. Оттуда пишет гневные послания в адрес России. Мол, тут все сплошь стукачи и пора бы уже народное звание такое вводить.
Ну со стукачами - понятное дело, нарратив остался ещё со времен Союза. В этом плане 84-летний Тополь вряд ли мог вытащить из сундука что-то новое. Однако главное-то даже не в этом…
… По своему второму образованию (образованию для души) я сценарист. Училась во ВГИКе. Теорию кинодраматургии нам преподавала совершенно потрясающая педагог, литератор и драматург Наталья Евгеньевна Мариевская.
Мариевская в 90е годы заканчивала Литинститут. Когда как-то раз на одном семинаре зашла речь о литературе 90-х, Мариевская сказала, совершенно буднично, что в 90-е подавляющее количество вот тех самых авторов с книжных развалов сами не писали свои бестселлеры. Они были, условно говоря, только владельцами литературного бренда. А писали за них в основном студенты Литинститута (подрабатывая себе кто на жизнь, а кто на зачёт - в зависимости от личных и учебных обстоятельств).
Естественно, аудитория оживилась после этих слов Мариевской. Посыпались вопросы: а Маринина сама писала? А Дашкова?
Наталья Евгеньевна ответила просто и буднично:
-Я не знаю про Маринину и Дашкову. Мы на курсе писали за Тополя.
Я как-то сразу вспомнила этот момент, читая гневные опусы господина Топельберга относительно возмутивших его российских нравов. И подумала, что, может, помимо предложенного им звания народного стукача или заслуженного стукача РФ целесообразно ввести, к примеру, звание заслуженного пройдохи РФ? Или звание народного квазиталанта? Заслуженного литературного самозванца РФ? А что? И кандидат бы сразу подобрался… И заслуженный, и народный в одном флаконе.