Перед вами – одно из отчетливых высказываний и проявлений американской живописи ХХ века. Казалось бы, почему?
Почему женщина так небрежно и в одночасье естественно оказалась вписана в безлюдный городской пейзаж? Разобраться в этом способна лишь история, а точнее, целая эпоха страны в культуре перемен и открытия новых граней искусства.
Все это - Эдвард Хоппер, представитель уникального и знакомого многим веяния американского реализма.
В чем заключалась атмосфера "великой депрессии" в живописи? И как простые краски смогли передать пронизывающую человеческую отчужденность?
«Impressio» и новое начало Америки
Американская живопись в XX веке приобретает особенный, отличный от всего остального мира окрас. Промышленные, экономические, социальные и культурные изменения отразились на людях искусства, которые почувствовали потребность в выражении настроения страны через свои полотна. Изобилие нового культурного потенциала, а вместе с тем и внутреннее моральное истощение привели к появлению нового направления – американского реализма. Он стал совмещением одномоментной насыщенности импрессионизма и пронизывающей реальности городских пейзажей, в которых застыла жизнь простых американцев. Именно ощущения явились катализатором и вдохновением для многих художников, одним из которых стал Эдвард Хоппер.
Начало жизни будущего живописца прошло в Нью-Йоркской школе искусств. Именно там Эдвард Хоппер столкнулся с новыми и экспериментальными для него понятиями. Уильям Меррит Чейз и Роберт Генри, ведущие импрессионисты того времени, оказали большое влияние на творчество художника. Они направили Эдварда Хоппера в русло реализма, которое он впоследствии начал выражать в своих работах акварелью и маслом.
В первой четверти ХХ века художнику удалось побывать в Европе. В тот момент развитые течения искусства – кубизм и сюрреализм - не произвели на Эдварда Хоппера большого впечатления. По-прежнему он тяготел к импрессионизму, постепенно стараясь придать ему собственную, уникальную витиеватость. События в американской истории позволили художнику воплотить свои замыслы, пусть и не преднамеренно.
В 30-е годы Америку поглотила «Великая депрессия» – экономический кризис. В тот момент сильно пострадали промышленные города, в ряде стран мира практически прекратилось строительство. Именно тогда реальность стала для Эдварда Хоппера воплощением рушащихся надежд и напрасных ожиданий, особенно после путешествия по Европе. Что-то резкое, грубое и неправильное возникло в образе Америки и Нью-Йорка в особенности. Художник «нащупал» собственное видение американского города: насыщенного красками, но отчужденного. Фигуры, вписанные в повседневные виды, стали воплощением одиночества и недвижимой пустоты. Картины «Получночники» и «Гроши с неба», вырисованные в них кафешки и заправки – все они явились работами «американской депрессии».
«Женский» свет
Однако не все представлялось художнику исключительно в облике страшной и неприятной реальности. Довольно часто в работах Эдварда Хоппера можно увидеть женские фигуры, которые мелькают в самых простых бытовых ситуациях. Каждая дама в живописи художника – посвящение его жене Джозефине. Именно с ее подачи он стал писать акварели, и именно ее черты стали приобретать все женщины на картинах Эдварда Хоппера.
Постепенно мы подошли к интересующей нас и весьма таинственной работе «Летнее время». Эдвард Хоппер написал картину уже после «Великой депрессии». Конечно, в тот момент мир сотрясала новая трагедия – Вторая мировая война. Но это стало для Америки своеобразным «глотком свежего воздуха» с точки зрения экономического процветания. Военные заказы привнесли в страну новые денежные вливания, начал падать уровень безработицы. Эдварду Хопперу удалось задокументировать это здесь, в картине «Летнее время».
Приглядимся к особенностям. Картина выполнена маслом – и источает в себе белый солнечный свет. Он не только передает жару, но и ослепляет, частично погружая в дымку зноя весь окружающий пейзаж. Четко вырисовываются горизонтальные и вертикальные линии, они позволяют разграничить недвижимую постройку и фигуру женщины в воздушном платье. Сильными вертикалями и горизонталями архитектуры и тротуара Эдвард Хоппер создает иллюзию пространства, которое вытянуто за пределы плоскости изображения. Благодаря Эдварду Хопперу появился новый жанр – «портрет дома», настолько ярко отдельно стоящие здания стали отражать конкретные эмоции и настроения.
Вся работа – практически воплощение монохроматического колорита, если бы не отдельные элементы. Шляпка девушки и свет на стеклах, дверь и волосы – все они выбиваются из общего ощущения единого цвета с оттенками, но придают глубину и яркость. Угловая перспектива позволяет, как бы, заглянуть и выхватить из реальности один фрагмент. Получается, будто зритель останавливает спектакль или постановку – и фигуры ждут, когда вновь им будет позволено играть свою роль.
Как мы уже выяснили, «Великая депрессия» прошла. Это заметно по наряду девушки. Он легкий, элегантный и искусно пошитый. Наряд отсылает к возросшему процветанию нации, которая наконец-то смогла преодолеть многие трудности депрессии. Сама девушка в спокойствии прислонилась к колонне – и засмотрелась вдаль. Эдвард Хоппер подчеркнул этим надежду и новые перспективы, которые ожидали Америку. Экономическое обновление – мягкая женская фигура.
Развевающиеся занавески летнего окна – здесь это художественная деталь. Они могут показывать вечерний ветер. Возможно, открытость окна квартиры говорит и об открытости девушки. Она оказалась в лучшем положении в годы войны, что может свидетельствовать и об ее нраве. То же самое место изображено на картине «Нью-Йоркские тротуары» (1925). И параллели здесь весьма интересны: закрытый наряд женщины, серые оттенки города и более приглушенные цвета.
Пустота пространства – всепоглощающее ощущение. Зритель не понимает, какой сюжет разворачивается на картине. А может ли он быть здесь? Люди одиноки в работах Эдварда Хоппера, они остаются такими даже в компании друг друга. И это выражение общественного состояния и общественного существования, которое имело место в американском реализме. В своих работах художники использовали цвета, текстуры и звуки города.
Эдвард Хоппер и кинематограф
В офортах (он работал над ними в начале своей карьеры), акварелях и особенно в картинах маслом Эдвард Хоппер представлял кинематографические изображения нации. В основном он сосредотачивался на искусственной среде, особенно на контрастах между причудливой ностальгией и мерцающей современностью. Он улавливал настроение людей, изображая оптимизм и отчуждение Америки до и после войны.
Работам Эдварда Хоппера посвящали роль в кино. Особняк из культового «Психо» Альфреда Хичкока был вдохновлён именно «Домом у железной дороги» Хоппера. Художник по декорациям, посоветовавшись с великим режиссёром, решил, что именно в таком доме должен жить сумасшедший маньяк.
Картину «Летнее время» можно увидеть в мультфильме «Эй, Арнольд» конца ХХ века. Она висела в кабинете детского психолога. Героиня описала его стиль изображения как «простой».
Не оставляет сомнений, что Эдвард Хоппер остался в умах американского общества. Его работы стали воплощением внутреннего состояния страны, а также весьма запоминающихся образных и визуальных решений.
Список литературы:
- Статья «Эдвард Хоппер: художник, вдохновивший Хичкока». Электронный ресурс: https://wabisabi.by/edward-hopper/, свободный.
- Статья «Американский свет» Эдварда Хоппера. Журнал «Третьяковская галерея». Электронный ресурс: https://www.tg-m.ru/articles/sv1-amerika-rossiya-na-perekrestkakh-kultur/amerikanskii-svet-edvard-hopper, свободный.
- Об эдварде Хоппере. Проект «Артхив». Электронный ресурс: https://artchive.ru/edwardhopper, свободный.
- Статья о «Великой депрессии». Википедия. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_депрессия, свободный.
Автор: Анастасия Григорьева
10 просмотров·1 поделился