Статья от 19 ДЕКАБРЯ 2018 г
Шла Русско-японская война. Русский портовый город Порт-Артур вот уже 155 дней держался, не пуская японцев. Силы были на пределе. Атаки потомков самураев были всё сильнее и сильнее, а осада - всё жёстче.
И силы наших бойцов иссякали. И тем не менее русские командиры были уверены: надо биться до победного. Отступать нельзя.
Лишь комендант Порт-Артура генерал Анатолий Стессель втайне от командования военного гарнизона всё же решил сдать город. Однако перед этим, как писали современники тех лет, позорным моментом, шесть наших миноносцев и несколько паровых катеров вышли из гавани.
Цель была одна - прорваться в нейтральные порты, чтобы спасти значимые реликвии и важные документы, обеспечивавшие безопасность нашей страны.
Примечательно здесь было то, что все наши корабли были, мягко говоря, не в идеальном состоянии. При этом миноносцы "Властный", "Статный", "Скорый" и "Сердитый" вошли в Чифу, а "Бойкий" и "Смелый" благополучно дошли до военно-морской базы в Циндао.
На "Властном" удалось вывезти знамёна русских войск, а также ряд секретных документов. Известно, что в монографии генерал-майора А. Сорокина говорилось о том, что прорыв могли сделать и другие корабли.
"Предатели уготовили им другую участь. Стессель не разрешал увести корабли в море. После падения Высокой горы они были потоплены во внутренней гавани артиллерийским огнём с суши".
На следующий день от Стесселя к японцам (также втайне от военного командования) отправился полковник Виктор Рейс. Переговоры завершились быстро. И в этот же день был подписан предательский акт о капитуляции.
Оставшиеся миноносцы "Боевой", "Бдительный", "Сильный", "Сторожевой", а также "Разящий" были уничтожены сразу после переговоров. Впрочем, о предательстве стало известно быстро. Сразу после окончания войны местных газетах стали появляться статьи с этими версиями.
Печальной стала судьба одного из миноносцев, на котором смогли вывезти и сохранить знамёна. Спустя несколько лет после войны, уже в феврале 1917 года, корабль отправили в Англию на капитальный ремонт. Однако там его незаконно забрало себе британское правительство.
Спустя полгода его всё же вернули обратно в обмен на уголь. Впрочем, своего смертного часа "Властный" ждал до 1922 года, когда его продали германскому предприятию на металлолом.
Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!