Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, ярус за ярусом, и вот мы, наконец, добрались до одной из самых необычных и знаковых вселенных не только в творчестве американского писателя Филипа Фармера (1918-2009 гг.), но и во всей мировой фантастике.
Удивительно, но в времена школьной юности «Многоярусный мир», где буквально на каждой странице зрителя привечает обнажённая красавица или же он становится свидетелем нереального соития, не произвёл на меня какого-то особого впечатления. Казалось бы, бурлящий от избытка гормонов мозг должен был требовать «продолжения банкета», но нет: пролистав пару десятков страниц, я забросил Фармера на самую дальнюю полку. Причина, вероятно, крылась в том, что никак не удавалось ассоциировать (а значит, и сопереживать) себя с главным персонажем первой книги «Многоярусного мира» – шестидесятилетним, лысым и жирным землянином Робертом Вольфом. По мере развития сюжета пенсионер, конечно, здорово преобразился и помолодел, но, как говорится, осадочек остался. Словом, пыль с «Многоярусного мира» удалось смахнуть лишь недавно. И пусть до пивного брюха и вставной челюсти мне, к счастью, пока далеко, но чувствовать и автора, и героя стал, кажется, гораздо лучше.
Нет, ну здорово, согласитесь, пожевать неведомых внеземных орехов, понежиться на пляже в окружении фривольных девиц (даже если у некоторых вместо длинных изящных ног не менее изящные рыбьи хвосты), глотнуть бодрящего «кокосового пунша» и внезапно ощутить, что «обнулил» несколько десятков прожитых лет! Вот на безволосой макушке уже пробивается свежая поросль, а сквозь дёсны прорезаются новые белоснежные зубы! В одном из многочисленных миров (хоть и не бесконечных), кои, по предположению Фармера, существуют по соседству с земным, такое омоложение вполне возможно! Первый роман цикла – «Создатель вселенных» – автор написал в 1965 году, то есть в весьма солидном возрасте, и, возможно, выразил таким образом собственные несбыточные мечты. И оголил свою душу. Но только так – за счёт стопроцентной искренности – можно покорить читателя и заставить его поверить в происходящее.
Повторюсь, параллельных миров по соседству с Землёй – масса, больше тысячи. Каждый них был некогда сотворён могущественными Властителями – представителями древней цивилизации, чей уровень технического и научного развития иначе как «божественный» не назовёшь. Миры не то чтобы очень большие (некоторые сопоставимы с Солнечной системой, другие можно, грубо говоря, окинуть взглядом с высокой колокольни), но уникальны. Каждая такая «квартирка» Властителей обставлена по вкусу определённого Хозяина. Одному нравятся миры с естественным процессом эволюции, и появляется Земля. Другой предпочитает что попроще и буквально на коленке творит плоскую обитель. Третий – открывает в своих «апартаментах» настоящий бордель и устраивает оргию из сотен невероятных существ.
Да, фантастический секс – одна из главных фишек творчества Филипа Фармера (литературоведы вообще полагают его первым автором, обратившимся к данной теме в научной фантастике), и в «Многоярусном мире» взаимоотношению полов и видов уделено немало места. Впрочем, к чести писателя, он не зацикливается на подробностях и не перебарщивает, оставляя лёгкий налёт эротики, но никак не вызывая ощущение порнографии. Не зря же были придуманы все эти «ярусы»: ежели в одной вселенной всеобщая нагота в порядке вещей, а приподнятый орган – особый шик и элемент «выходной одежды», то в другой за подобное распутство по головке не погладят.
Романтика, головокружительные приключения, погони, драки, сотни диковинных существ с рогами, клыками, когтями, шерстью, перьями и чешуёй... Кажется, что читателю непременно суждено захлебнуться в водовороте событий и сцен, однако этого не происходит, ведь Фармер сделал хитрую и коварную вещь – воззвал к нашему подсознанию. Сюжеты «Многоярусного мира» во многом построены на эллинизме, в подражание и с отсылками к античной литературе. И чтобы понять и принять суть происходящего в книгах, вовсе не обязательно проходить курс филфака, достаточно вспомнить хорошо знакомые с детства легенды и мифы Древней Греции. У Фармера чудовищные гарпии вновь будут соблазнять героев прекрасными лицами и телами и отвращать птичьими ногами, а фавны – стуча копытами, преследовать дивных нимф в райских кущах. Читаешь и разбирает неподдельное любопытство: кого ещё из старых знакомых ты встретишь, перевернув страницу?
Второе и не менее существенное влияние на произведение Филипа Фармера оказал английский поэт и художник Уильям Блейк (1757-1827 гг.). Гениальность Блейка граничила с безумием, при жизни творца не признавали от слова совсем, но именно его работы во многом предвосхитили и определили философию и искусство XX века. Уильям Блейк создал собственную мифологию, наполнив её божествами и героями. И его Властелины Уризен, Теотормон, Лувах, Тармас, Ринтрах и другие много десятилетий спустя «переродились» на страницах «Многоярусного мира».
А вот «спойлерничать» на сей раз не буду. Хотя бы потому, что сам нахожусь в процессе и разбирает неподдельный интерес: что же там ещё придумал мастер. Хотя... Прислушайтесь, ничего не слышите?.. Кажется, этот призрачный трубный зов доносится прямо из-за дверей шкафа!..
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#лучшие книги
#многоярусный мир
#филип фармер
#фантастика
#романтика
#вселенная
#мифология
#уильям блейк
#чудовища