Найти тему
Военная история

Советский тяжелый танк Т-35 с пятью башнями

Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк Т-35

Т-35 — советский тяжёлый танк безумных размеров, с пятью башнями, пятью пулемётами, тремя пушками, экипажем из 12 человек и длиной, превышающей даже ТОГ-2.

У Т-35 длинная, сложная и увлекательная история, и он заложил основу для всех последующих советских тяжелых танков.

Его появление на парадах привело к тому, что он стал символом советской военной мощи, но когда он, наконец, вступил в бой, оказался совершенно бесполезным.

В годы после Первой мировой войны роль и компоновка танка еще не были определены. Одной из определяющих идей того периода было установку на танки нескольких башен. Поскольку тяжелые танки рассматривались как инструменты, используемые для прорыва позиций противника, несколько башен позволяли экипажу одновременно поражать несколько целей в разных направлениях.

Разработка Т-35

В 1931 году Ленинградскому опытно-конструкторскому механическому отделу была поставлена ​​задача создать тяжелый танк прорыва в 35-тонном диапазоне. Проектируемая машина получила обозначение Т-35 из-за массы танка.

Разработка танка шла очень быстро, рабочий прототип был построен на заводе «Большевик» в Ленинграде до конца лета 1932 года.

Это была впечатляющая машина с пятью башнями, в трех из которых были пушки. Но он пришел с перевесом в 42 тонны.

Прототип Т-35-1. Эта версия имела наклонный верхний гласис и два люка в передней части корпуса.
Прототип Т-35-1. Эта версия имела наклонный верхний гласис и два люка в передней части корпуса.

Этот прототип, известный как Т-35-1, показал перспективность танка, но также выявил некоторые проблемы с конструкцией, в частности, связанные с двигателем и трансмиссией с пневматическим управлением. Кроме того, это было слишком сложно и дорого.

Поэтому была построена упрощенная версия, известная как Т-35-2, в которой использовалась та же башня, что и в меньшем среднем танке Т-28. Его двигатель М-6 был заменен бензиновым двигателем М-17 V12 мощностью 500 л.с., а трансмиссия и коробка передач заменены на улучшенные типы.

Прототип Т-35-2
Прототип Т-35-2

Прототип Т-35-2 был завершен в апреле 1933 года и демонстрировался на первомайских парадах в Ленинграде, ошеломляя толпы своим устрашающим набором вооружения. Однако в то же время конструкторы уже были заняты составлением планов серийного варианта танка, известного как Т-35А.

Эта машина сильно отличалась от предыдущих Т-35-1 и Т-35-2 тем, что вся ходовая часть была удлинена. Он также получил новые вспомогательные башни, а 37-мм орудия были заменены на 45-мм.

Харьковский паровозостроительный завод в Украине стал ответственным за производство танка, но из-за того, что Т-35А был по сути новой конструкцией, его производство столкнулось с проблемами. Производство началось ближе к концу 1933 года, и к концу 1934 года было построено 12 машин.

Харьковский паровозостроительный завод столкнулся с серьезными проблемами с машиной, которые пытались решить самостоятельно в процессе производства. Танк был склонен к перегреву, а трансмиссия по-прежнему была ненадежной.

Это привело к чрезвычайно сложному производственному циклу, который длился до 1939 года, когда за один год было построено не более 15 прототипов.

Т-35

Серийный тяжелый танк Т-35
Серийный тяжелый танк Т-35

Определить Т-35 в рамках единой спецификации сложно, поскольку большинство из них имеют свои уникальные особенности, но все они имели одинаковую базовую конструкцию с пятью башнями на длинном корпусе.

В центральной башне размещалась 76,2-мм гаубица КТ-28, такая же, как на меньшем Т-28. Рядом с ним находился 7,62-мм пулемет в шаровой установке. Внутри башни находились три члена экипажа; командир, наводчик и заряжающий.

Перед центральной башней находились две башни меньшего размера. С левой стороны находилась пулеметная башня, в которой размещался один стрелок, стрелявший из 7,62-мм пулемета. В правой башне находились 45-мм пушка 20К, 7,62-мм автомат, наводчик и заряжающий.

Водитель располагался впереди вместе с рычагами управления и баллонами со сжатым воздухом для запуска двигателя. Всего в танке было 12 человек экипажа.

Современная копия Т-35, построенная по оригинальным чертежам.
Современная копия Т-35, построенная по оригинальным чертежам.

Внутри находилось более 10 000 пулеметных патронов, а также около 100 патронов к 76,2-мм основному орудию и 230 патронов к 45-мм орудиям. Удивительно, но главную башню Т-35 можно было поворачивать с помощью электроники, а полный поворот на 360 градусов на максимальной скорости занимал 7,4 секунды.

У наводчика рядом на панели было несколько лампочек, которые показывали положение люка каждой башни. Это предотвратило вращение главной башни и столкновение с членами экипажа, маневрирующими через люки.

Т-35 был физически огромен и является одним из самых больших танков, когда-либо запущенных в производство. При длине 9,7 метра Т-35 даже длиннее, чем TOG 2! Но его ширина 3,2 метра непропорционально мала, поэтому Т-35, вероятно, было трудно управлять. Он также был очень высоким, почти на полметра выше, чем Tiger II.

Т-35 вид сверху
Т-35 вид сверху

По сравнению с его огромной огневой мощью бронезащита Т-35 выглядит слабоватой. Лобовая часть корпуса имела наибольшую броню толщиной 30 мм. Большинство других областей, включая боковые и заднюю часть, имели толщину 20 мм. Борта корпуса имели небольшую дополнительную броню за счет 10-мм обшивки подвески. Башни меньшего размера имели толщину от 15 до 22 мм и крышу толщиной 10 мм.

Справедливости ради следует сказать, что по меркам 1933 года это было не так уж и плохо для Т-35. Из-за его размера было бы практически невозможно покрыть Т-35 большей броней, не делая танк абсурдно тяжелым.

Невероятные размеры Т-35
Невероятные размеры Т-35

Как уже упоминалось, Т-35 был оснащен бензиновым двигателем Микулин М-17 V12 мощностью 500 л.с., советской версией немецкого авиационного двигателя BMW VI. Двигатель и трансмиссия располагались в задней части танка. Большой вентилятор, установленный горизонтально над трансмиссией, обеспечивал охлаждение радиаторов двигателя.

С этим двигателем Т-35 мог развивать максимальную скорость 17 миль в час по дороге и почти 9 миль в час по бездорожью.

Служба и судьба

Производство Т-35 шло медленно, всего 7 штук было построено в 1935 году и 15 в 1936 году. Жалобы и проблемы с Т-35 стали настолько серьезными, что в 1936 году машину подвергли интенсивным испытаниям под Харьковом, чтобы выявить некоторые из его проблем.

Спустя 19 месяцев, 2000 км, три двигателя и целый ряд поломок проблемы Т-35 были выявлены. Как видно с самого начала проекта, основные проблемы были связаны с перегревом двигателя, надежностью трансмиссии и коробки передач.

В конструкцию был внесен большой список изменений, в результате чего танки, выпущенные с 1937 года, стали намного надежнее. Однако это не окажет серьезного влияния, поскольку в 1937 году было построено только 10 машин, а в 1938 году - 11.

Большинство Т-35 были бы брошены их экипажами после того, как они застряли или сломались.
Большинство Т-35 были бы брошены их экипажами после того, как они застряли или сломались.

Советские чиновники также поняли, что броня Т-35 совершенно недостаточна для использования в качестве танка прорыва, поэтому начались работы по усилению брони танка. Однако к этому времени в разработке находились гораздо более совершенные машины, в частности тяжелые танки Т-100 и СМК.

Эти машины были разработаны как современные преемники Т-35 с двумя башнями, гораздо более толстой броней и более мощными орудиями. Хотя эти танки так и не поступили на вооружение, в 1938 году поступила однобашенная версия СМК, ставшая знаменитым КВ-1.

С этими машинами Т-35 просто не мог конкурировать, и его производство было прекращено в 1939 году. Всего по всему проекту Т-35 было построено 2 опытных образца и 61 серийный танк.

Несмотря на прекращение производства, Т-35 остался на вооружении Красной Армии. На практике танк регулярно участвовал в парадах. Т-35 был грозным оружием пропаганды.

Часто утверждают, что Т-35 воевали с финнами во время Зимней войны, но это неправда, так как до начала операции «Барбаросса» (вторжение Германии в СССР) этот тип не участвовал в боях.

Это единственный уцелевший Т-35, находящийся в Кубинке
Это единственный уцелевший Т-35, находящийся в Кубинке

Почти все Т-35 были потеряны во время вторжения, причем большинство из них сгорело из-за механических проблем, а не были выведены из строя в бою.

Таким образом, спустя десятилетие после того, как он был впервые задуман, танк оказался почти полностью бесполезным при реальном использовании в бою. Размер, низкая скорость, механическая ненадежность и тонкая броня сделали танк роковым. Затем такие танки, как КВ-1 и Т-34, сделали Т-35 полностью устаревшим.

Но, вероятно, самой большой проблемой Т-35 была его главная особенность: многобашенная конструкция. Многобашенные танки перегружали командира и делали управление танком практически невозможным.

Стремление заменить этот танк привело к созданию КВ-1, который стал праотцом семейства тяжелых танков ИС.

Сегодня остался только один Т-35, и он находится в Кубинском танковом музее. Невероятно, но танк сохранился в рабочем состоянии.

🔥 Подписывайтесь на канал – это лучший способ поддержать!
👍 Поддержите статью лайком, если было интересно.
💬 Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!
Телеграм канал
Группа ВК