Найти тему
Советское Кино и не только

14. Кризис кинематографа 1887 года

Если вы посмотрели (или, хотя бы, "полистали") фильм "Люмьеры!", о котором шла речь в прошлый раз, то вы хорошо представляете себе - какие именно ролики снимали в 1885-87 + годах. Это касается не только компании Люмьеров, но и практически всех остальных первых кинематографистов.

В газете о парижском пожаре 4 мая 1897 года
В газете о парижском пожаре 4 мая 1897 года

Сюжеты нередко повторялись, игровое кино было большой редкостью.

Объясняется это очень просто - в проекционных аппаратах, даже в таких передовых как Синематограф, еще не было возможности крутить длинные ленты: 50-60 секунд были максимумом.

Кроме того, большинство прокатчиков того времени считало интерес к "движущимся картинкам" явлением временным, рассматривая его исключительно как "балаганное" развлечение, подобное представлениям с "волшебным фонарём".

Собственно, так и бы и произошло, если бы не события 1887 года и один режиссёр, всерьез заболевший кинематографом. О режиссёре позже - он достоин не одной статьи, а нескольких, а пока о событиях.

К 1887 году активный интерес зрителей к кино начал снижаться: в самом деле, сколько можно было смотреть на однотипные видеозарисовки? Всё когда-нибудь приедается.

А 4 мая 1987 года на благотворительном базаре Шарите в Париже произошел страшный базар, унесший более сотни жизней - причем, среди них большинство было не простые люди, а представители аристократии и богатых семейств.

Декорации благотворительного базара Шарите в Париже до пожара
Декорации благотворительного базара Шарите в Париже до пожара

Конечно, такое количество жертв - не вина синематографа, а вина устроителей базара, которые построили легковоспламеняющиеся павильоны, не позаботившись при этом о самой простейшей безопасности: даже часть дверей были декоративными, а не реальными. Ну и сама конструкция деревянная из сосновых досок (смола же!).

Представляете адище?

После пожара
После пожара

И причиной пожара могло стать всё, что угодно, однако высшим силам было угодно, чтобы ею стал кинематограф: керосиновый двигатель + погасшая (или разбившаяся?) эфирная лампа + спичка, зажжённая безголовым оператором, + организационный дурдом...

Люди спасаются от огня
Люди спасаются от огня

Эта трагедия ускорила падение интереса к кино, и к концу 1897 года залы практически опустели. Интерес на ярмарках и иных массовых мероприятиях поддерживается, в основном, за счет хитрого хода, придуманного Люмьерами: оператор снимает всё, что видит (особенно, собравшихся людей), а люди идут в синематограф в надежде увидеть себя.

Кстати, это отлично работает и в наше время: мне доводилось делать небольшие видеорепортажи для городского ТВ - люди, которых я снимал, обязательно спрашивали про дату эфира. Естественно, и сами смотрели, и всех знакомых оповещали.

Схема с петлёй Латама
Схема с петлёй Латама

И второе важное событие - изобретение "петли Латама": технологии, решившей проблему разрыва плёнки в проекторе, то есть, стало возможным делать фильмы большей продолжительности. Эдисон, конечно, и этот патент подгрёб под себя, но прогресс было уже не остановить...

Все статьи об истории раннего кино

История раннего кино