Найти тему
Павел Самоделкин

Автомобильный усилитель FSD audio Master 1500.1D. Долгий ремонт адской мощи.

Автозвук уже давно не только звук в автомобиле, но и даже отдельный вид соревнований. В гонке за громкостью и крутостью выходные мощности уже давно перешагнули за сотни, а то и за тысячи ватт, отдаваемые в нагрузку. Хорошо, если этим занимаются профессионалы. Но есть отдельная категория людей, не знающих меры в погоне за громкостью. Часто их заряженный звуком автомобиль не способен перевозить вещи в багажнике, потому что в нем уместился огромный короб с огромным лопухом и усилителем к нему. В поисках счастья некоторые любители автозвука даже демонтировали задний ряд кресел и вместо них устанавливали короба с динамиками. Я уже не говорю про переделанные дверные карты, вмещающие полдесятка динамиков различного калибра и выпирающие на полметра в салон. В результате автомобиль начинает напоминать этакую шайтан арбу с счастливым водителем, размазывающим кровь из ушей. В особо запущенных случаях автомобиль просто идет трещинами по швам. Наш сегодняшний пациент вполне мог бы прижиться в таком автомобиле.

Усилитель FSD audio Master 1500.1D представляет аппарат, предназначенный для усиления низкочастотной части звукового диапазона и передачи усиленного сигнала в нагрузку. Усилитель, в общем. Выходная мощность на нагрузку 4 ома составляет 400 ватт на нагрузку 2 ома отдает уже 900 ватт, а на нагрузку 1 ом отдает 1500 ватт. И даже есть возможность работы в мостовом режиме с таким же усилителем, чтоб отдать 3000 ватт в нагрузку 2 ома. Что еще для счастья надо? Да что б это все работало. Наш пациент не работает, выдает короткое замыкание по питанию. Разбираем.

Фото уже после ремонта, до ремонта не сохранилось. Или не делал.
Фото уже после ремонта, до ремонта не сохранилось. Или не делал.

Внутри плата во весь корпус, на которой собран инвертор напряжения для питания усилителя, предварительный усилитель с кроссовером и оконечный усилитель класса D. Так называемый цифровой усилитель. Бросаются в глаза клеммы питания под чудовищное сечение кабеля, квадратов 16 наверное, не меньше. Два тороидальных трансформатора, чуть поменьше размером дроссель. Ряды транзисторов инвертора, выпрямителя и усилителя. Конденсаторы фильтра на напряжение 100 вольт. Мощща. Инвертор выполнен на двенадцати транзисторах 50N06, 50 ампер, 60 вольт. Далее стоят четыре диодные сборки, выпрямляющие переменное напряжение после трансформаторов. Ну и усилитель выполнен на восьми транзисторах IRF640. Установлены две микросборки, одна на инвертор, состоящая из микросхемы TL494 и ее обвязки, управляющая транзисторами 50N06.

-3

И вторая, управляющая транзисторами усилителя.

-4

На транзисторах, что инвертора, что усилителя - короткое замыкание. Выпаиваем их все. 6 транзисторов 50N06 в пробое, 5 транзисторов IRF640 аналогично. Навряд ли этим ограничилось дело, выпаиваем еще и микросборку инвертора. На ней тоже несколько SMD транзисторов показали пробой. Маркированы они как М6 и L6, 2SA812 и 2SC1623 соответственно. Едем в магазин и уже на месте удивляемся совершенно конской ценой на транзисторы. Так один транзистор 50N06 стоит 200₽. IRF640 стоит 80₽. А ведь их возможно придется докупать, если всплывёт еще что то в усилителе и погорят купленные. Нужных SMD транзисторов не оказалось вообще. Сообщаю хозяину усилителя, тот приуныл. Но есть выход в виде наших соседей. Да-да, АлиЭкспресс. SMD транзисторы продавались только партиями по 50 и 100 штук, благо стоят копейки. IRF640 и 50N06 взял по 20 штук. И все равно вышло хорошо так дешевле. Далее полуторамесячное ожидание и вот все четыре пакета у нас на руках.

-5

Ремонт начинаем с микросборки инвертора питания. Выпаиваем по очереди все транзисторы и проверяем.

-6
-7

Три транзистора 2SA812 и один 2SC1623 отправляются в корзину. Остальные живы. Устанавливаем микросборку обратно в плату и впаиваем новые транзисторы 50N06.

-8

Паять решил поверх платы, а не выводами в отверстия. Разницы нет, а в случае чего заменить будет намного проще. Резисторы в обвязке целы, 47 ом и 10 килоом.

Не устанавливая выходные транзисторы усилителя, подключаем питание 12 вольт. Загорелся красный светодиод PROTECT, после пары секунд он погас и загорелся синий светодиод POWER. Меряем напряжение на усилителе, двухполярное +-67 вольт присутствует, на микросборке усилителя +-15 вольт есть, после стабилизаторов 7805 есть 5 вольт. Инвертор работает. Выключаем питание, разряжаем конденсаторы лампочкой накаливания 220 вольт. Далее устанавливаем транзисторы усилителя. Чувствуя скорую победу над аппаратов, включаем питание. Красный светодиод загорелся и через секунду что то на плате громко и звучно шарахнуло. Проверяем транзисторы, в одном плече усилителя пробой. Выпаиваю все транзисторы усилителя и почесывая лысину начинаю искать проблему. Транзисторы SMD перед IRF640 целы, напряжение на контактах затвора одинаковы на обоих плечах, 5.4 вольт. Питание 67 вольт приходит. Даже достал осциллограф, подключил к контактам затвора, сигнал одинаковый на обоих плечах.

-9

Рисковать транзисторами не хочется и начинаем проверять все досконально. Довольно скоро находится оборванный резистор 10 ом в цепи транзистора IRF640, как раз в сгоревшем плече. Как я его не заметил? А просто, у таких резисторов при сгорании обугливается корпус, а тут надпись цела и никаких внешних признаков. Оттого и горят транзисторы. Устанавливаю другой резистор, ставлю целые транзисторы и о опаской включаю опять.

-10

Загорелся красный, погас и загорелся синий. Никаких шумовых эффектов. Напряжение 67 вольт на транзисторах. Постоял так некоторое время, отключаю, разряжаю конденсаторы лампочкой и проверяю транзисторы. Все целы. Подключаем нагрузку, колоночку от системы 5.1 SWEN, даем питание. Усилитель запустился, небольшой щелчок в динамике. Подключаем сигнал с телефона, звук пошел.

-11

Вроде работает. Выключаем, откручиваем все транзисторы и мажем термопастой.

-12

Далее собираем и подключаем опять колоночку, даем звук и проверяем работоспособность. Конечно, лучше б навалить на какой нибудь мощной нагрузке, но у меня просто ничего такого нет. Отдадим так, благо транзисторы еще остались и можно будет починить по гарантии не ожидая полтора - два месяца.

Вот такой ремонт у нас получился, ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал, впереди еще много интересного.