Автозвук уже давно не только звук в автомобиле, но и даже отдельный вид соревнований. В гонке за громкостью и крутостью выходные мощности уже давно перешагнули за сотни, а то и за тысячи ватт, отдаваемые в нагрузку. Хорошо, если этим занимаются профессионалы. Но есть отдельная категория людей, не знающих меры в погоне за громкостью. Часто их заряженный звуком автомобиль не способен перевозить вещи в багажнике, потому что в нем уместился огромный короб с огромным лопухом и усилителем к нему. В поисках счастья некоторые любители автозвука даже демонтировали задний ряд кресел и вместо них устанавливали короба с динамиками. Я уже не говорю про переделанные дверные карты, вмещающие полдесятка динамиков различного калибра и выпирающие на полметра в салон. В результате автомобиль начинает напоминать этакую шайтан арбу с счастливым водителем, размазывающим кровь из ушей. В особо запущенных случаях автомобиль просто идет трещинами по швам. Наш сегодняшний пациент вполне мог бы прижиться в таком автомобиле.
Усилитель FSD audio Master 1500.1D представляет аппарат, предназначенный для усиления низкочастотной части звукового диапазона и передачи усиленного сигнала в нагрузку. Усилитель, в общем. Выходная мощность на нагрузку 4 ома составляет 400 ватт на нагрузку 2 ома отдает уже 900 ватт, а на нагрузку 1 ом отдает 1500 ватт. И даже есть возможность работы в мостовом режиме с таким же усилителем, чтоб отдать 3000 ватт в нагрузку 2 ома. Что еще для счастья надо? Да что б это все работало. Наш пациент не работает, выдает короткое замыкание по питанию. Разбираем.
Внутри плата во весь корпус, на которой собран инвертор напряжения для питания усилителя, предварительный усилитель с кроссовером и оконечный усилитель класса D. Так называемый цифровой усилитель. Бросаются в глаза клеммы питания под чудовищное сечение кабеля, квадратов 16 наверное, не меньше. Два тороидальных трансформатора, чуть поменьше размером дроссель. Ряды транзисторов инвертора, выпрямителя и усилителя. Конденсаторы фильтра на напряжение 100 вольт. Мощща. Инвертор выполнен на двенадцати транзисторах 50N06, 50 ампер, 60 вольт. Далее стоят четыре диодные сборки, выпрямляющие переменное напряжение после трансформаторов. Ну и усилитель выполнен на восьми транзисторах IRF640. Установлены две микросборки, одна на инвертор, состоящая из микросхемы TL494 и ее обвязки, управляющая транзисторами 50N06.
И вторая, управляющая транзисторами усилителя.
На транзисторах, что инвертора, что усилителя - короткое замыкание. Выпаиваем их все. 6 транзисторов 50N06 в пробое, 5 транзисторов IRF640 аналогично. Навряд ли этим ограничилось дело, выпаиваем еще и микросборку инвертора. На ней тоже несколько SMD транзисторов показали пробой. Маркированы они как М6 и L6, 2SA812 и 2SC1623 соответственно. Едем в магазин и уже на месте удивляемся совершенно конской ценой на транзисторы. Так один транзистор 50N06 стоит 200₽. IRF640 стоит 80₽. А ведь их возможно придется докупать, если всплывёт еще что то в усилителе и погорят купленные. Нужных SMD транзисторов не оказалось вообще. Сообщаю хозяину усилителя, тот приуныл. Но есть выход в виде наших соседей. Да-да, АлиЭкспресс. SMD транзисторы продавались только партиями по 50 и 100 штук, благо стоят копейки. IRF640 и 50N06 взял по 20 штук. И все равно вышло хорошо так дешевле. Далее полуторамесячное ожидание и вот все четыре пакета у нас на руках.
Ремонт начинаем с микросборки инвертора питания. Выпаиваем по очереди все транзисторы и проверяем.
Три транзистора 2SA812 и один 2SC1623 отправляются в корзину. Остальные живы. Устанавливаем микросборку обратно в плату и впаиваем новые транзисторы 50N06.
Паять решил поверх платы, а не выводами в отверстия. Разницы нет, а в случае чего заменить будет намного проще. Резисторы в обвязке целы, 47 ом и 10 килоом.
Не устанавливая выходные транзисторы усилителя, подключаем питание 12 вольт. Загорелся красный светодиод PROTECT, после пары секунд он погас и загорелся синий светодиод POWER. Меряем напряжение на усилителе, двухполярное +-67 вольт присутствует, на микросборке усилителя +-15 вольт есть, после стабилизаторов 7805 есть 5 вольт. Инвертор работает. Выключаем питание, разряжаем конденсаторы лампочкой накаливания 220 вольт. Далее устанавливаем транзисторы усилителя. Чувствуя скорую победу над аппаратов, включаем питание. Красный светодиод загорелся и через секунду что то на плате громко и звучно шарахнуло. Проверяем транзисторы, в одном плече усилителя пробой. Выпаиваю все транзисторы усилителя и почесывая лысину начинаю искать проблему. Транзисторы SMD перед IRF640 целы, напряжение на контактах затвора одинаковы на обоих плечах, 5.4 вольт. Питание 67 вольт приходит. Даже достал осциллограф, подключил к контактам затвора, сигнал одинаковый на обоих плечах.
Рисковать транзисторами не хочется и начинаем проверять все досконально. Довольно скоро находится оборванный резистор 10 ом в цепи транзистора IRF640, как раз в сгоревшем плече. Как я его не заметил? А просто, у таких резисторов при сгорании обугливается корпус, а тут надпись цела и никаких внешних признаков. Оттого и горят транзисторы. Устанавливаю другой резистор, ставлю целые транзисторы и о опаской включаю опять.
Загорелся красный, погас и загорелся синий. Никаких шумовых эффектов. Напряжение 67 вольт на транзисторах. Постоял так некоторое время, отключаю, разряжаю конденсаторы лампочкой и проверяю транзисторы. Все целы. Подключаем нагрузку, колоночку от системы 5.1 SWEN, даем питание. Усилитель запустился, небольшой щелчок в динамике. Подключаем сигнал с телефона, звук пошел.
Вроде работает. Выключаем, откручиваем все транзисторы и мажем термопастой.
Далее собираем и подключаем опять колоночку, даем звук и проверяем работоспособность. Конечно, лучше б навалить на какой нибудь мощной нагрузке, но у меня просто ничего такого нет. Отдадим так, благо транзисторы еще остались и можно будет починить по гарантии не ожидая полтора - два месяца.
Вот такой ремонт у нас получился, ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал, впереди еще много интересного.