Найти в Дзене
ПроМашины

Легендарный российский мотор V8 ЗМЗ-523 возращают на конвейер. Давайте его и на легковые автомобили!

Приветствую подписчиков и читателей моего канала. Недавно стало известно, что на ЗМЗ возвращают в производство двигатель ЗМЗ-523. Этот двигатель был "Последний из Могикан". Применялся этот мотор и его модификации на автобусах ПАЗ и на ГАЗонах. В конце 2021 года он был снят с производства в виду, как считалось, морального устаревания и низкого спроса. И если низкий спрос объяснялся тем, что было из чего выбирать, в частности из импортной коммерческой техники, прежде всего с дизельными двигателями, то на счет морального устаревания все очень относительно. Но обо всем по порядку. Двигатель ЗМЗ-523 относится к распространенной 500-ой серии, которая ведет свое начало с 60-ых годов прошлого столетия и конструктивно относится к американской моторной школе. Оно и неудивительно. Двигательное производство на ГАЗе, которое потом было развернуто и на ЗМЗ (Заволжском Моторном Заводе), создавалось совместно с американцами с опорой на их инженерную школу и готовые наработки. Происходило это еще все

Приветствую подписчиков и читателей моего канала. Недавно стало известно, что на ЗМЗ возвращают в производство двигатель ЗМЗ-523. Этот двигатель был "Последний из Могикан". Применялся этот мотор и его модификации на автобусах ПАЗ и на ГАЗонах. В конце 2021 года он был снят с производства в виду, как считалось, морального устаревания и низкого спроса.

А почему бы нам не наладить производство своих больших легковых автомобилей с моторами V8. Поздно? Но лучше поздно, чем никогда!
А почему бы нам не наладить производство своих больших легковых автомобилей с моторами V8. Поздно? Но лучше поздно, чем никогда!

И если низкий спрос объяснялся тем, что было из чего выбирать, в частности из импортной коммерческой техники, прежде всего с дизельными двигателями, то на счет морального устаревания все очень относительно. Но обо всем по порядку.

Двигатель ЗМЗ-523 относится к распространенной 500-ой серии, которая ведет свое начало с 60-ых годов прошлого столетия и конструктивно относится к американской моторной школе. Оно и неудивительно. Двигательное производство на ГАЗе, которое потом было развернуто и на ЗМЗ (Заволжском Моторном Заводе), создавалось совместно с американцами с опорой на их инженерную школу и готовые наработки. Происходило это еще все до войны. В дальнейшем на ГАЗе разработкой моторов, разумеется, занимались сами, но все равно это была американская моторная школа. Собственно говоря, и за океаном строили примерно те же двигатели, что и на ГАЗе. Разумеется, там было гораздо большее разнообразие.

Мотор ЗМЗ-523. Использовался в основном на автобусах и грузовиках, хотя спокойно может трудиться и на легковых автомобилях. Американцы, не будь глупыми, так и делали. Изначально разрабатывались моторы для грузовиков, который потом в дефорсированном виде ставили и на легковые автомобили. Более того, американцы не заморачивались и на светотехнику. На классических легковых автомобилях, вплоть до середины 90-ых годов и передняя оптика была унифицирована с грузовиками.
Мотор ЗМЗ-523. Использовался в основном на автобусах и грузовиках, хотя спокойно может трудиться и на легковых автомобилях. Американцы, не будь глупыми, так и делали. Изначально разрабатывались моторы для грузовиков, который потом в дефорсированном виде ставили и на легковые автомобили. Более того, американцы не заморачивались и на светотехнику. На классических легковых автомобилях, вплоть до середины 90-ых годов и передняя оптика была унифицирована с грузовиками.

Что представляет из себя двигатель ЗМЗ-523? Это классическая V-образная восьмерка с нижним распредвалом и верхним расположением клапанов, которые приводятся в движение штанговыми толкателями. Так называемая схема OHV. Рабочий объем мотора составляет 4.7 литра, мощность 130 л.с. и крутящий момент 300 н*М, который достигается уже при 2000-2500 оборотов в минуту. Для двигателя характерна низкая степень сжатия 7,5-8,5. Мотор, теоретически, может работать и на 80-ом бензине.

В последнее время этот двигатель использовался на автобусах ПАЗ. Ну а вообще же разные модификации этого мотора использовались на различных среднетоннажных грузовиках ГАЗ.

В последнее время двигатель ЗМЗ-523 использовался на автобусах ПАЗ. Но этот мотор универсален. Он может применяться и на грузовиках, и на легковых автомобилях.
В последнее время двигатель ЗМЗ-523 использовался на автобусах ПАЗ. Но этот мотор универсален. Он может применяться и на грузовиках, и на легковых автомобилях.

Интересной особенностью этого мотора является то, что он рассчитан и на применение на легковом транспорте без каких-либо серьезных доработок. Мотор имеет точки крепления как для грузовиков, так и для легкового транспорта. Для двигателя доступен колокол сцепления, который позволяет его использовать без каких либо переделок на легковых автомобилях Волга со штатной же волговской коробкой передач!

Российские легковые автомобили с мотором V8

К чему это все вышеописанное мною? А к тому, что я и ранее уже писал о том, что считаю, что в свое время советский, а затем и российский автопром пошел не по тому пути. Речь, прежде всего, о легковом транспорте. В конце 60-ых был выбран, для массового производства, не совсем подходящий для наших условия автомобиль Fiat-124. Сама по себе конструкция неплохая, но неплохая для Европы. Нам нужно было развивать свое легковое автомобилестроение по американской инженерной школе. Нужно было активнее развивать проект "Волга". Но даже Волга вместо нормальной "восьмерки" или, хотя бы, "шестерки", получила убогий мотор ГАЗ-24, который позже, после незначительных модификаций стал называться ЗМЗ-402 и продержался на конвейере аж до 2017 года!

Бичом российского легкового автопрома всегда было отсутствие нормального мощного мотора. Ведь двигатель Нивы ВАЗ-2123 используется не от хорошей жизни. А других моторов у нас для вас (или для ВАЗ) нет. Поперечные моторы 1.6, производство которого удалось сохранить, не сильно мощнее и не вполне подходят для продольной установки.

Мне кажется, что ошибка нашей автомобильной промышленности заключалось в отсутствии собственно "Я". Мы так и не выбрали концепции развития своих автомобилей и, по сути, занимались копированием, хоть и не прямым (больше идейным), но чужих разработок, а именно европейских малолитражек. А ведь сколько было интересных концептов и мелкойсерийного производства в 90-ых годах? Кто-нибудь помнит? Это и различные варианты от УАЗа, и различные внедорожники от ГАЗа, всякие там Атаманы и пр, а помните Волгу ГАЗ-3111? Уж ее то, что помешало поставить на серийное производство? Ведь все готово было и было выпущено даже несколько сотен автомобилей. Все просто. Экономическая целесообразность. Дешевле было эксплуатировать давно объезженные технологии, а недостающее закупать за рубежом, и особенно в Европе.

Легендарная Волга ГАЗ-3111, которая не стала массовой. Хотя все шансы на успех были
Легендарная Волга ГАЗ-3111, которая не стала массовой. Хотя все шансы на успех были

Но текущую ситуацию в мире вы знаете. Похоже, что придется все выпускать и разрабатывать самим (по крайней мере какое-то время). Так может не стоит слепо гнаться за электромобилями, а выпускать что-то свое? Почему нет? Начать как раз можно с простых и неприхотливых, но больших и универсальных автомобилей с надежными и несложными моторами, а ведь помнится, что у ЗМЗ есть еще и дизель. Так может возродить производство больших и недорогих седанов и универсалов? Нет, автор конечно не поехал крышей и осознает, что тележка ГАЗ-24 безнадежно устарела, но ведь наверняка осталась платформа и оборудование для выпуска Сайберов (по сути 100% копия Chrysler Sebring), а если и не осталось, то все можно закупить в Южной Америке. Там это производится. В дальнейшем вполне можно разрабатывать свои платформы больших седанов, внедорожников, итд. Я думаю, что конечный продукт для покупателя всяко дешевле обойдется, чем выпуск китайских электроповозок за 3.5 миллиона.

Тот же Крайслер "российского разлива" с нормальным бензиновым мотором за 1.5 миллиона рублей будет лучше, чем непонятная электрическая бричка за 3-4 миллиона? Как считаете? Или не лучше? Поделитесь в комментариях!

Если понравилась статья, то палец вверх и подписка! Будем и дальше стараться во всем объективно разбираться!