Найти тему

Феномен "нового монашества" в современном западном христианстве

В западном христианском мире набирает популярность явление, получившее название «New Monasticism». Сам термин был введён Дж. Уилсоном в 1998 году. Новое монашество — это разнообразное движение, не ограниченное определённой конфессией и включающее различные формы созерцательной жизни. К новому монашеству можно отнести, напр., грузинскую католическую общину св. Колумбы (The Community of St. Columba), фокусирующуюся на кельтской духовности.

В чём отличие нового монашества от старого?

1) Новое монашество не всегда практикует традиционные обеты послушания, бедности и целомудрия.

2) Общины не всегда живут в одном месте, но географическая близость подчёркивается движением.

3) Движение допускает супружеские пары, как в «третьих орденах» традиционного монашества, но в отличие от последних супруги считаются монахами.

4) Не все новые монашеские ордена имеют религиозные одеяния.

В книге Макэнти и Бакко «Новое монашество: междуховный манифест созерцательной жизни» описывается «Девять обетов нового монашества», которые основаны на «Девяти элементах духовной зрелости» римско-католического монаха Уэйна Тисдейла и разработаны преподобной Дианой Берке:

1. Я обещаю трудиться и жить по мере нравственных способностей.

2. Я обещаю жить в единстве с космосом и всеми живыми существами.

3. Я обещаю жить в глубоком ненасилии.

4. Я обещаю жить в смирении и помнить наставников, помогавших мне на моём духовном пути.

5. Я обещаю совершать ежедневную духовную практику.

6. Я обещаю взращивать зрелое самопознание.

7. Я обещаю жить простой жизнью.

8. Я обещаю бескорыстно служить и сострадать.

9. Я обещаю быть пророческим голосом, трудясь ради справедливости, милости и изменения мира.

McEntee, Rory; Bucko, Adam (2015). The New Monasticism: An Interspiritual Manifesto for Contemplative Living. Maryknoll: Orbis Books. pp. 35, 36

Дополнено из Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Новое_монашество

В большинстве новомонашеских общин придают большое значение следующему:

Жизнь в размышлении, молитве и созерцании.

Совместное жительство (возможны разные варианты в зависимости от конкретной общины);

Гостеприимство

Обязательство практической помощи бедным

Двенадцать Норм Нового Монашества выражают общее для множества новомонашеских общин:

1. Перемещение в «заброшенные места Империи» [на границы общества, подальше от суеты].

2. Разделение экономических ресурсов с нуждающимися членами общины

3. Гостеприимство для странников

4. Горькое сожаление о расовом разделении внутри церкви, совмещённое со стремлением к немедленному примирению.

5. Смиренное послушание Церкви — телу Христовому.

6. Осознанное следование пути Христа и правилам общины, подобное древнему монастырскому послушанию (новициату).

7. Воспитание в духе общей жизни членов идейной общины.

8. Поддержка одиноких безбрачных наравне с моногамными супружескими парами и их детьми.

9.. Близость мест жительства членов общины, следующих общему правилу жизни.

10. Забота о будущем всей Земли, данной нам Богом, наряду с поддержкой локальной экономики.

11. Миротворчество среди насилия и разрешение конфликтов внутри общины, как было заповедано в Евангелии от Матфея, стих 18.

12. Приверженность практике «непрестанной молитвы»

Отличия от «традиционного» христианского монашества

Это движение отличается от других христианских монашеских объединений по многим признакам:

Характерные для традиционного монашества требования безбрачия, бедности и строгого послушания в новомонашеских общинах соблюдаются не так строго, как, например, в традиционных католических монашеских орденах вроде бенедиктинцев, цистерцианцев и базилиан.

Члены общины не всегда живут все в одном месте, хотя географическая близость приветствуется[11].

В отличие от традиционных монастырей, движение «нового монашества» допускает и семейные пары. Так, новомонашеская община «Springwater» в Портленде (штат Орегон) принимает в члены как безбрачных одиночек, так и семейные пары[12]. Большинство традиционных форм христианской религиозной жизни не допускает женатые пары. Однако, некоторые римско-католические и англиканские ордена, известные как «Третий орден», «секулярные» или «мирские» ордена, принимают и женатых, исповедующих духовные ценности ордена (включая францисканцев и доминиканцев).

Члены движения не носят монашескую религиозную одежду (англ. religious habit).

На фотографии англиканское сообщество святого Ансельма, основанное действующим архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби.

Источник: https://vk.com/wall-111677185_141827