Найти в Дзене
Хронопортация

"Байкеры по-красноармейски": Что вытворяли советские мотоциклисты в фашистском тылу под Сталинградом

Оглавление

Благодаря фильмам и книгам о войне, мотоциклисты периода Великой Отечественной ассоциируются у людей прежде всего с гитлеровской армией. Сытые, довольные, наглые фашисты на своих БМВ летом 1941 года казались вездесущими и действовали на острие наступающих немецких войск. Они могли проехать по пересеченной местности и по бездорожью, вклинивались в расположение частей Красной армии, помогая их окружать и уничтожать.

Вот только и в РККА существовали мотоциклетные полки. На их счету немало подвигов, которые способны вызвать удивление даже у скептиков и прочих "диванных вояк". К сожалению, о них практически не пишут. А самый поразительный из подвигов – это рейд 8-го мотоциклетного полка (МП) в глубокий немецкий тыл, до 100 километров в ноябре 1942 года под Сталинградом. В то время 8-й МП сумел нанести колоссальный урон фашистам. И это произошло в решающие, первые дни контрнаступления Красной армии, на важном участке фронта.

Мотоцикл-трудяга М-72.

На переднем плане немецкая машина BMW R-71.
На переднем плане немецкая машина BMW R-71.

Решение о создании мотоциклетных полков в РККА приняли в 1940 г., но оказалось, что ни один советский мотоцикл для этой цели не подходит. Изобретать ничего не стали, а просто скопировали лучший на тот момент в мире немецкий тяжелый мотоцикл BMW R-71, стоявший на вооружении вермахта. Для этого 5 БМВ тайно закупили в Швеции и до винтика их изучили. Кроме того, конструкторы учли все недостатки оригинала. Главным был маленький бензобак (14 л), который увеличили до 22 литров, а также повысили максимальную скорость с 80 до 105 км/ч. Мощность 22 л. с. и объем двигателя 747 кубиков сохранились. На коляску М-72 крепился ручной пулемет Дегтярева.

В августе 1941 г. в Москве приступили к массовому производству "железных коней", в октябре мотозавод эвакуировали в город Ирбит на Урал. В феврале 1942 г. там сошли с конвейера первые мотоциклы, а всего их в годы ВОВ в Ирбите выпустили 9 800 штук. Еще 7 тыс. произвели в Горьком на заводе "Красная Этна", куда эвакуировали мотозавод из Харькова.

К концу 50-х годов в СССР изготовили 330 тыс. М-72, затем технологию производства продали Китаю. В итоге Ирбитский мотозавод приступил к производству мотоциклов "Урал", которые значительно уступали своим предшественникам в качестве. Предприятие функционирует до сих пор, хоть число рабочих сократилось в 30 раз и выпускает мотоциклы "Урал", самый дешевый из которых – Ural Gear Up стоит 1.5 миллиона рублей (?!). Мотоциклами М-72 был укомплектован и 8-й МП.

Рейд 8-го мотоциклетного полка.

Советский тяжёлый мотоцикл М-72.
Советский тяжёлый мотоцикл М-72.

Полк был создан в августе 1940 г., а его командиром стал капитан Петр Белик (1909 г.р.). Это был человек с непростой судьбой. Он был беспризорником, воровал, затем "потрошил нэпманов". Однажды его арестовали и перевоспитали в детской трудовой колонии в Киеве, наподобие той, что описана в "Педагогической поэме" Макаренко. В 1927 г. по рекомендации начальника колонии смышленого юношу приняли в военную пехотную школу. К началу войны он стал подполковником, а его МП отличился в августе-сентябре 1941 г. под Смоленском, где спас 32-ю армию от окружения и разгрома, а затем в битве под Москвой.

19 ноября 1942 г. началось контрнаступление РККА под Сталинградом. В тот же день в прорыв устремился 8-й МП, 5-й ТА в район Суровикино - Обливская. В его состав по штату входили: 1.2 тыс. бойцов, 214 мотоциклов, 10 танков, 21 броневик, 12 орудий 45-мм и 76-мм (8 и 4), а также 9 минометов 82-мм. Кроме того, подразделение усилили ротой танков Т-34 (10 машин) и полком пехоты.

В ходе рейда полк громил вражеские штабы и склады, взрывал железнодорожное полотно и перерезал линии связи. Ну и, конечно, уничтожал живую силу противника. Пленных на первых порах не брали. К 22 ноября бойцы на М-72 продвинулись на 90 километров в тыл врага и захватили хутор. Оттуда летучие отряды мотоциклистов начали одновременно наносить удары в разные стороны в радиусе до 50 километров. Гитлеровцы, ошеломленные внезапностью нападений, практически не оказывали сопротивления.

Снова в бой!
Снова в бой!

Например, возле станицы Облинской отряд старшего лейтенанта Кирпиченко уничтожил аэродром фашистов, на котором находилось 40 самолетов (целый авиаполк). В тот день к взлётной полосе наши быстро перебросили все 12 орудий и открыли ураганный огонь из них и пулеметов. Взлететь смогли лишь 15 "стервятников" фашистов. Было сожжено 25 самолетов (немецкие источники снижают данное число до 9).

Один из отрядов южнее слободы Калач-Куртлак из засады атаковал полк, что отходил на юг, и практически целиком его уничтожил. Другая группа огнем из автоматов разогнала по степи румынское подразделение, ликвидировав свыше 100 фашистов. Но всех хитрее поступил лейтенант Буданов, чья рота окружила полк румын на марше. М-72 выскочили с разных сторон из балок по 7-8 штук, а сам ротный, стоя на танке, сообщил противнику, что он окружен и предложил сдаться. Румыны были ошеломлены и сложили оружие. Также мотоциклисты захватили лагерь военнопленных, освободив 850 человек.

Итоги рейда.

Восемь дней "байкеры" РККА хозяйничали в глубоком вражеском тылу. Слава об их подвигах облетела все дивизии фронта, а фронтовая газета в те дни писала:

"Герои-мотоциклисты Белика уничтожили в боях до шести тысяч гитлеровцев. Дерзкими и стремительными налетами они истребляют врага. Славные пехотинцы, танкисты, артиллеристы! Бейтесь за гвардейское знамя, за нашу победу так, как бьются за нее герои-мотоциклисты".
Газета "На разгром врага", 04.12.1942 г.
Герой СССР П. А. Белик.
Герой СССР П. А. Белик.

Разделяю восторг редакции, только цифры той поры несколько преувеличены. Вот объективные данные на основании документов: за время рейда мотоциклисты ликвидировали 800 фашистов, 1 100 взяли в плен. Они уничтожили: 14 танков, 16 самоходок, 9 самолетов, 15 орудий, 250 автомобилей с грузами и 480 повозок. При этом потери подразделения составили 26 человек и 3 мотоцикла. Уникальная эффективность действий!

В итоге Петр Алексеевич Белик получил звезду Героя Советского Союза и ему присвоили звание полковника. Почти все бойцы 8-го МП были удостоены государственных наград, а сам полк стал гвардейским. Вот так воевали советские мотоциклисты в годы войны! В дальнейшем 8-й МП совершил еще немало подвигов, только это тема уже другой статьи.

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.