Найти тему

Бобров К. М. Новая экономическая модель России: проблемы, перспективы

В условиях Украинского кризиса и гибридной войны коллективного Запада против России остро встал вопрос о преодолении негативных последствий экономических санкций. Одним из ключевых методов преодоления таких проблем выступила политика импортозамещения и политика экономического суверенитета. По сути дела, речь пошла о реализации политики протекционизма в отношении отечественных производителей, а также о переориентации внешнеэкономических связей на незападные страны. Совокупность представленных методов ложится в основу новой экономической модели современной России, которая была бы устойчивой к внешнему давлению и эффективной в рамках рыночных механизмов.

Предметом исследования в данной статье являются проблемы и перспективы выстраивания Россией новой экономической модели, отвечающей запросам актуальных внешне- и внутриполитической повесток.

Методологической базой исследования является политико-правовой анализ.

Вызов, обусловленный украинским кризисом, для российской экономики сформировал противоположные общественно-политические дискурсы, активно циркулирующие внутри политического поля России. В своей сущности данные дискурсы вытекают из различных исследовательских и интерпретационных парадигм, используемых при объяснении причин, хода и потенциальных последствий Украинского кризиса [1].

Проблематика поиска и выстраивания новой экономической модели неразрывно связана с определением базовых основ такой модели. В качестве альтернативы действующей модели нередко приводится вариант экономической модели, основанной на принципах командно-административного типа экономической системы. Так, например, глава Центрального экономико-математического института Российской академии наук А. Бахтизин подчеркивает необходимость возврата именно к советской модели [2].

В тоже время ясно прослеживаются явные недостатки советской модели, которые в том числе привели к краху Советского Союза, не выдержавшего экономического противостояния в рамках Холодной войны. Безусловно, элементы государственного регулирования имеют обоснованность в важнейших экономических отраслях: ОПК, инновационные технологии, сырьевая отрасль и др. Так, М. В. Мишустин на Петербургском международном экономическом форуме, подчеркнул, что Правительству предстоит определить меры поддержки и механизмы взаимодействия в отдельных, наиболее важных, отраслях [5].

Тем не менее, излишнее государственное регулирование несет в себе значительные издержки и риски. Так, В. В. Путин на встрече с рабочими Обуховского завода, входящего в концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», отметил, что применение государственно-административных мер в отношении процесса регулирования размера заработной платы работников предприятий могут привести к разбалансировке самой экономики предприятий [3].

Кроме того, излишнее государственное регулирование экономики в современных условиях ведёт к целому комплексу серьёзных проблем: 1. Повышение политических и государственно-административных издержек, 2. Снижение экономической эффективности предприятий, 3. Снижение уровня соответствия предложения реальному спросу, 4. Уязвимость командно-административной модели к системным кризисам, 5. Низкий потенциал выхода из кризиса и др.

Новая экономическая модель (НЭМ) современной России, как нам видится, должна удовлетворять ряду принципиальных условий:

Во-первых, НЭМ должна быть устойчивой к потенциальному внешнему экономическому и политическому давлению. Данное условие достижимо за счёт диверсификации внешнеэкономических связей России. Полное же закрытие экономики ведет к потенциальному ухудшению качества жизни населения и как следствие к неустойчивости политическом системы. Вопросы трансформации экспорта России в условиях глобального вызова рассматривали в своих работах Е. Г. Стремоусова, О. Д. Фальченко [6].

Также следует обратить внимание на совершенствование механизма импортозамещения. Замещение должно проходить не по принципу замещения иностранных комплектующих в % об общего числа комплектующих, а по принципу полного воссоздания производственных цепочек в наиболее приоритетных и важных экономических и промышленных областях. Важно отметить, что идея технологического суверенитета в форме формирования полных производственных цепочек в высокотехнологичной отрасли обсуждалась на дискуссии «Новый рост», организованной ВЭБ.РФ в рамках Петербургского международного экономического форума [7].

Во-вторых, НЭМ должна включать все преимущества интеграции в мировую экономическую систему. Процесс экономической интеграции в систему экономических связей между ведущими державами ведет к потенциально более быстрому экономическому росту. Для современной России перспективным видится процесс дальнейшей экономической интеграции на базе таких международных институтов, которые в большей степени отвечают запросам меняющегося мирового порядка. Например, БРИКС. Так, в статье 10 итоговой декларации XIVсаммита БРИКС закреплена приверженность членов БРИКС идеи глобального экономического развития за счёт формирования устойчивых экономических отношений между странами на основе принципов равноправного сотрудничества [8].

В-третьих, эффективное внутреннее экономическое развитие неразрывно связано с дальнейшим совершенствованием рыночных механизмов. Функционирование рыночных механизмов позволяет экономическим акторам гибко реагировать на меняющиеся условия и запросы потребителей, что формирует дополнительную устойчивость экономики и стимулирует её рост. Дальнейшее развитие в этом направлении связано с улучшением процесса правового регулирования и стимулирования развития конкуренции. В частности, крайне актуальным в этом контексте видится национальный план по развитию конкуренции в РФ в 2021-2025 гг., предусматривающий в том числе постепенное снижение доли государственного капитала в структуре акционерного капитала ряда публичных компаний [4].

В-четвертых, в рамках НЭМ ключевой приоритет должен отдаваться поддержки государством развития высокотехнологичной отрасли. Вероятно, что наиболее предсказуемым решением здесь будет является выделение субсидий на развитие предприятий данной отрасли, создание налоговых льгот и др. Менее очевидным, но не менее действенным видится создание условий для эффективного и устойчивого развития человеческого капитала в России, что связано в первую очередь с поддержкой сферы науки и образования всех уровней. А. Г. Аганбегян подчеркивает, что важнейшим драйвером социально-экономического развития России является инвестирование в человеческих капитал [9].

В-пятых, потенциальный дефицит государственного бюджета в условиях гибридной войны возможно частично восполнить за счёт стимулирования некоторых уникальных направлений в рамках государственно-частного партнерства. Так, налоговое стимулирование публичных компаний в области социальной ответственности бизнеса позволит более точечно и оперативно решать разнообразные социально-экономические проблемы [10].

Таким образом, мы можем констатировать, что наиболее эффективной экономической моделью для России в условиях гибридного противостояния с коллективным Западом видится модель рыночного типа, интегрированная в мировую экономическую систему. Потенциальные риски интеграции в мировую экономическую систему нивелируются диверсификацией экономических связей и импортозамещением нового типа в ключевых производственных отраслях. Ключевое место в новой экономической модели должны занимать вопросы развития человеческого капитала за счёт комплексного и системного усовершенствования науки и образования. Отдельный вопрос в новой экономической системе отводится стимулированию государственной властью публичных компаний для решения социально-экономических проблем населения за счёт комплексной социальной политики бизнеса.

Список использованной литературы

1. Бобров К. М. Интерпретационные и исследовательские парадигмы Украинского кризиса / К. М. Бобров // XII Южно-российский политологический конвент «Современные риски и кризисы: политический анализ и прогноз» : материалы Всероссийской онлайн-конференции с международным участием /отв. ред. Р. А. Пупыкин, А. В. Тупаев, К. П. Пилюгина; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2022. – с. 181-185.

2. Российский учёный-экономист призвал вернуться к практике пятилеток / Сайт «topwar». – URL: https://topwar.ru/208089-rossijskij-uchenyj-jekonomist-prizval-vernutsja-k-praktike-pjatiletok.html?ysclid=ld62exdmis122448750(Дата обращения: 21.01.2023).

3. Посещение Обуховского завода / официальный сайт Президента России. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70368(Дата обращения: 21.01.2023).

4. Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 N 2424-р «Об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы» / Текст : Электронный // URL: https://plan.fas.gov.ru/ (дата обращения: 21.01.2022).

5. Мишустин назвал экономический суверенитет главной целью правительства / сайт информационного агентства «РИА-новости». – URL: https://ria.ru/20220615/pravitelstvo-1795384614.html?ysclid=ld64cm0sn5598527659(Дата обращения: 21.01.2023).

6. Стремоусова, Е. Г. Трансформация экспорта России в условиях глобальных вызовов / Е. Г. Стремоусова, О. Д. Фальченко // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2022. – Т. 236. – № 4. – С. 314-328. – DOI 10.38197/2072-2060-2022-236-4-314-328.

7. Дискуссия «Новый рост» / официальное сообщество ВЭБ.РФ в социальной сети «Вконтакте». – URL: https://vk.com/vebrf?w=wall-152317839_3966(Дата обращения: 21.01.2023).

8. Пекинская декларация XIV саммита БРИКС / Сайт Президента России. – Текст: Электронный. – URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5819 (Дата обращения: 21.01.2023).

9. Аганбегян, А. Г. О драйверах социально-экономического роста / А. Г. Аганбегян // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2019. – Т. 218. – № 4. – С. 180-209.

10. Принципы социальной ответственности в деятельности публичных металлургических компаний (на примере ПАО "En+ Group") / Выступление на Всероссийской научной конференции «КЛИО-2022». – URL: https://vk.com/bobrov_konstantin?w=wall99771290_3433%2Fall(Дата обращения: 21.01.2023).

Информация об авторе: Бобров Константин Михайлович, политолог, член Российского общества политологов; член Российской ассоциации политической науки; колумнист экспертного клуба молодых политологов «Дигория». E-mail: newworldscience@yandex.ru