Найти в Дзене
Просто Училка

"Кто отнял у детей любопытство?!" Учительница начальных классов о современных учениках. Опасения педагогов

– А самое больное, когда смотришь в эти пустые глаза. Как у рыбки в аквариуме. Они ничего не выражают! Продолжаю рассказывать содержание разговора с учительницей начальных классов, моей коллегой и давней подругой. *** Я репетитор и сейчас занимаюсь математикой с очень интересным мальчиком. Постоянные читатели канала знают про Мишу. Он сам решил у меня учиться. Хороший парень, целеустремлённый. Но узкопрофильный. Для своих девяти лет он должен знать больше. Куда ни копни, мы не знаем. А что особенно важно – неинтересно. Ему неинтересно всё. Вот он пришёл на математику, а на остальное он не приходил, поэтому любую информацию он привычно отфильтровывает, сосредоточенно глядя прямо перед собой. Миша не единственный, кто так себя ведёт. Стала замечать, особенно в последние лет десять, что многие ученики начальных классов как будто всё больше и больше дистанцируются от естественного процесса познания. Им не любопытно! Именно об этом мы больше часа разговаривали. Вот какие основные проявлени

– А самое больное, когда смотришь в эти пустые глаза. Как у рыбки в аквариуме. Они ничего не выражают!

Продолжаю рассказывать содержание разговора с учительницей начальных классов, моей коллегой и давней подругой.

***

Я репетитор и сейчас занимаюсь математикой с очень интересным мальчиком. Постоянные читатели канала знают про Мишу. Он сам решил у меня учиться. Хороший парень, целеустремлённый. Но узкопрофильный. Для своих девяти лет он должен знать больше. Куда ни копни, мы не знаем. А что особенно важно – неинтересно. Ему неинтересно всё. Вот он пришёл на математику, а на остальное он не приходил, поэтому любую информацию он привычно отфильтровывает, сосредоточенно глядя прямо перед собой.

Миша не единственный, кто так себя ведёт. Стала замечать, особенно в последние лет десять, что многие ученики начальных классов как будто всё больше и больше дистанцируются от естественного процесса познания.

Им не любопытно!

Именно об этом мы больше часа разговаривали. Вот какие основные проявления такого "нелюбопытного" поведения:

  1. Такие ученики с трудом формулируют мысли, потому что их или мало, или нет совсем. Следовательно, ни пересказать, ни ответить на вопрос они не могут в требуемом объёме.
  2. Они посредственно/плохо учатся. Мозг не наполняется информацией, они блокируют "ненужное". Быстро устают, концентрация внимания ниже возрастной нормы.
  3. Они хорошо выполняют простые команды "садитесь, встаньте, посмотрите, откройте...", редко спорят, легко подчиняются. Их гораздо проще призвать к порядку, повести за собой. Не обижаются, редко проявляют эмоции. На переменах мало говорят и держатся особняком.

Лишь частично передала наблюдения профессионала с двадцатилетним опытом работы в школе. На мой взгляд, это уникальные данные, особенно последняя часть. Остальное не хочу сейчас рассказывать, приберегу на последующие материалы.

И да, вынуждена согласиться. Таких детей стало больше. Природная тяга к новому, стремление познавать уже не увлекает многих современных детей. Знаю, что сейчас в очередной раз многие читатели со мной не согласятся, говоря, что мои наблюдения ложны.

"Возможно, вы, педагоги, просто не очень стараетесь найти подход к детям, подобрать ключик, обнаружить кнопку..."

От чего же, мы с коллегами прекрасно знаем, где у них кнопка:

На смартфоне, в телефоне, на компьютере.

Они сразу преображаются, их уже не узнать! Они пытаются поделиться эмоциями, вызванными очередным роликом или игрой, а словарный запас не позволяет. Получается и умильно, и потешно, и страшновато. Понимает их только такой же потребитель различного контента, строго предназначенного для детей, разрешённого инстанциями, всё честь по чести, но...

Но у них, этих детишек, есть только эта кнопка. Внутрь. В гаджет.

Как так получилось?! Куда смотрели мамы?! А давайте без лицемерия, друзья. У меня на канале так можно и так нужно. Ведь бывает, что мы, руководствуясь исключительно благими соображениями (иногда, правда, ещё и нехваткой времени, усталостью на работе, встречами с подругами в кафе и т. д.) сами открываем для неокрепших умов этот прекрасный и современный мир, ведь так?

Начинается путь с просмотров мультиков и развивающих фильмов, потом наступает фаза обучающих программ и игр на планшете и смартфоне/компьютере, а потом, чисто случайно, мы уже наблюдаем, как сокровище само находит себе материалы для развития. Что делаем мы? Восхищаемся, как оно, чудо наше, всё-таки быстро растёт и... Самоустраняемся с чувством выполненного долга. Теперь ребёнок счастливо и цельно образовывается, а мы пойдём и кашу приготовим, пойдём и сериал посмотрим, пойдём и в соцсетях пообщаемся, и в магазин сбегаем, и...

Только не может ребёнок осознанно двигаться вперёд лишь при помощи интернета. Ему не из чего выбирать! У него нет кругозора, нет тех крошечных пазлов из разных областей знаний, которые бы его вывели на новую ступеньку, наружу! Поэтому он перестаёт умнеть и врастает внутрь, в гаджет. А куда он его выведет? Не знаете? Я тоже.

Пока очевидно одно: дети, выпущенные пастись на электронное поле самостоятельно, теряют интерес к реальной жизни и приобретают зависимость от жизни виртуальной.

Хорошо, если у вас не так, счастье для меня. И простите, если задела за больное. Но кто-то должен.

К чему веду? Поймите, мы ещё только вступаем в эру всех этих чудес. Никто, ни я, ни вы, не знаем, к чему приведёт наше содружество с искусственным разумом. Большое видится на расстоянии, которое мы попросту ещё не прошли! Нечего пока исследовать! Статистических данных мало! Мы с вами и есть тот тестовый материал, на котором проверяется технологический скачок.

Призываю ли я вас немедленно отобрать электронные предметы у детей? Конечно нет! Всё! Полезные коробочки уже являются неотъемлемым элементом нашей повседневной жизни! К чему призываю?

К неусыпному контролю и к ведущей роли. Вы ведёте, а не телефон. Вы тут главные, а не обучайки. Это ваш ребёнок, а не кибернетический.

Мы не можем полагаться на новые технологии, в историческом смысле мы только познакомились. А почти незнакомцам доверять нельзя. Проверено временем.

***

Смотрите сами, но сейчас с вами поделились соображениями два профильных педагога плюс один психиатр (племянница). И группа товарищей со смежными и такими же профессиями. Решать, разумеется, вам.

А особенности из номера 3 я готова с вами обсудить. С удовольствием и тревогой. Ничего не напомнило? Оруэлла читали? Не читали? Преувеличиваем мы, учителя? Согласны с нами? Нет? Приходите в комментарии, там и обсудим. Жду, жду-прежду🙄👍

P. S.: У Миши тоже признаки погружения присутствуют. Однако он не вписывается в этот шоковый для меня третий пункт, потому что спорит постоянно. Хлебом не корми. Так что шансы есть😏

Фото с сайта freepik.com
Фото с сайта freepik.com

Важное!

Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.