– А самое больное, когда смотришь в эти пустые глаза. Как у рыбки в аквариуме. Они ничего не выражают!
Продолжаю рассказывать содержание разговора с учительницей начальных классов, моей коллегой и давней подругой.
***
Я репетитор и сейчас занимаюсь математикой с очень интересным мальчиком. Постоянные читатели канала знают про Мишу. Он сам решил у меня учиться. Хороший парень, целеустремлённый. Но узкопрофильный. Для своих девяти лет он должен знать больше. Куда ни копни, мы не знаем. А что особенно важно – неинтересно. Ему неинтересно всё. Вот он пришёл на математику, а на остальное он не приходил, поэтому любую информацию он привычно отфильтровывает, сосредоточенно глядя прямо перед собой.
Миша не единственный, кто так себя ведёт. Стала замечать, особенно в последние лет десять, что многие ученики начальных классов как будто всё больше и больше дистанцируются от естественного процесса познания.
Им не любопытно!
Именно об этом мы больше часа разговаривали. Вот какие основные проявления такого "нелюбопытного" поведения:
- Такие ученики с трудом формулируют мысли, потому что их или мало, или нет совсем. Следовательно, ни пересказать, ни ответить на вопрос они не могут в требуемом объёме.
- Они посредственно/плохо учатся. Мозг не наполняется информацией, они блокируют "ненужное". Быстро устают, концентрация внимания ниже возрастной нормы.
- Они хорошо выполняют простые команды "садитесь, встаньте, посмотрите, откройте...", редко спорят, легко подчиняются. Их гораздо проще призвать к порядку, повести за собой. Не обижаются, редко проявляют эмоции. На переменах мало говорят и держатся особняком.
Лишь частично передала наблюдения профессионала с двадцатилетним опытом работы в школе. На мой взгляд, это уникальные данные, особенно последняя часть. Остальное не хочу сейчас рассказывать, приберегу на последующие материалы.
И да, вынуждена согласиться. Таких детей стало больше. Природная тяга к новому, стремление познавать уже не увлекает многих современных детей. Знаю, что сейчас в очередной раз многие читатели со мной не согласятся, говоря, что мои наблюдения ложны.
"Возможно, вы, педагоги, просто не очень стараетесь найти подход к детям, подобрать ключик, обнаружить кнопку..."
От чего же, мы с коллегами прекрасно знаем, где у них кнопка:
На смартфоне, в телефоне, на компьютере.
Они сразу преображаются, их уже не узнать! Они пытаются поделиться эмоциями, вызванными очередным роликом или игрой, а словарный запас не позволяет. Получается и умильно, и потешно, и страшновато. Понимает их только такой же потребитель различного контента, строго предназначенного для детей, разрешённого инстанциями, всё честь по чести, но...
Но у них, этих детишек, есть только эта кнопка. Внутрь. В гаджет.
Как так получилось?! Куда смотрели мамы?! А давайте без лицемерия, друзья. У меня на канале так можно и так нужно. Ведь бывает, что мы, руководствуясь исключительно благими соображениями (иногда, правда, ещё и нехваткой времени, усталостью на работе, встречами с подругами в кафе и т. д.) сами открываем для неокрепших умов этот прекрасный и современный мир, ведь так?
Начинается путь с просмотров мультиков и развивающих фильмов, потом наступает фаза обучающих программ и игр на планшете и смартфоне/компьютере, а потом, чисто случайно, мы уже наблюдаем, как сокровище само находит себе материалы для развития. Что делаем мы? Восхищаемся, как оно, чудо наше, всё-таки быстро растёт и... Самоустраняемся с чувством выполненного долга. Теперь ребёнок счастливо и цельно образовывается, а мы пойдём и кашу приготовим, пойдём и сериал посмотрим, пойдём и в соцсетях пообщаемся, и в магазин сбегаем, и...
Только не может ребёнок осознанно двигаться вперёд лишь при помощи интернета. Ему не из чего выбирать! У него нет кругозора, нет тех крошечных пазлов из разных областей знаний, которые бы его вывели на новую ступеньку, наружу! Поэтому он перестаёт умнеть и врастает внутрь, в гаджет. А куда он его выведет? Не знаете? Я тоже.
Пока очевидно одно: дети, выпущенные пастись на электронное поле самостоятельно, теряют интерес к реальной жизни и приобретают зависимость от жизни виртуальной.
Хорошо, если у вас не так, счастье для меня. И простите, если задела за больное. Но кто-то должен.
К чему веду? Поймите, мы ещё только вступаем в эру всех этих чудес. Никто, ни я, ни вы, не знаем, к чему приведёт наше содружество с искусственным разумом. Большое видится на расстоянии, которое мы попросту ещё не прошли! Нечего пока исследовать! Статистических данных мало! Мы с вами и есть тот тестовый материал, на котором проверяется технологический скачок.
Призываю ли я вас немедленно отобрать электронные предметы у детей? Конечно нет! Всё! Полезные коробочки уже являются неотъемлемым элементом нашей повседневной жизни! К чему призываю?
К неусыпному контролю и к ведущей роли. Вы ведёте, а не телефон. Вы тут главные, а не обучайки. Это ваш ребёнок, а не кибернетический.
Мы не можем полагаться на новые технологии, в историческом смысле мы только познакомились. А почти незнакомцам доверять нельзя. Проверено временем.
***
Смотрите сами, но сейчас с вами поделились соображениями два профильных педагога плюс один психиатр (племянница). И группа товарищей со смежными и такими же профессиями. Решать, разумеется, вам.
А особенности из номера 3 я готова с вами обсудить. С удовольствием и тревогой. Ничего не напомнило? Оруэлла читали? Не читали? Преувеличиваем мы, учителя? Согласны с нами? Нет? Приходите в комментарии, там и обсудим. Жду, жду-прежду🙄👍
P. S.: У Миши тоже признаки погружения присутствуют. Однако он не вписывается в этот шоковый для меня третий пункт, потому что спорит постоянно. Хлебом не корми. Так что шансы есть😏
Важное!
Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.