Найти тему
Петербург. Детали+

По следам капитанов: что на самом деле произошло с пропавшей экспедицией, о которой вы читали в книге

Кадр из фильма "Два капитана".
Кадр из фильма "Два капитана".

Один из самых ярких и запоминающихся романов советской литературы – «Два капитана» Каверина. Книга переиздавалась более сотни раз и не раз была экранизирована. Думаю, многие её читали или смотрели фильм. Помните Саню Григорьева, искавшего экспедицию капитана Татаринова, пропавшую среди полярных льдов? А знаете ли вы, что у героев романа были реальные прототипы? Один из них – морской офицер Георгий Брусилов.

Георгий Брусилов, капитан шхуны «Святая Анна». Неизвестный фотограф. Фото сделано до 1912 года.
Георгий Брусилов, капитан шхуны «Святая Анна». Неизвестный фотограф. Фото сделано до 1912 года.

Жил отважный капитан

В начале XX века идеи покорения Севера будоражили умы. Они сулили новые географические открытия и экономические эффекты от освоения морских территорий. Георгий Брусилов, имевший опыт исследования северных широт в составе Гидрогеографической экспедиции, решил организовать собственную арктическую экспедицию, чтобы впервые пройти под российским флагом по Северному морскому пути, от Архангельска до Владивостока.

Он нашёл инвесторов и купил в Англии старую трёхмачтовую шхуну. Назвал её «Святая Анна» в честь своей тётушки, Анны Николаевны Брусиловой, ставшей главным акционером. (Если помните, у Каверина шхуна называлась «Святая Мария»). Какой у инвесторов был интерес? Брусилов рассчитывал, что участники экспедиции параллельно с географическими исследованиями будут заниматься зверопромыслом, и эта деятельность принесёт доход.

10 августа 1912 года «Святая Анна» вышла из Петербурга и направилась к Баренцеву морю. Планировалось обойти Ямал, пересечь Карское море, обогнуть мыс Челюскин и двигаться вдоль побережья Сибири к Берингову проливу. Между тем уже в начале пути на шхуне произошёл раздор. В Александровске-на-Мурмане (сейчас это город Полярный) старший помощник, один из штурманов, судовой врач и несколько матросов по какой-то причине сошли на берег. Команда из 24 человек, где только семеро были профессиональными моряками, двинулась в дальнейший путь. Запас продовольствия на борту был рассчитан на 1,5 года.

На этой карте путь экспедиции капитана Брусилова отмечен желтым цветом.
На этой карте путь экспедиции капитана Брусилова отмечен желтым цветом.

В ледяном плену

Шхуна благополучно прошла Карские ворота, но у западного побережья Ямала оказалась заблокирована льдами. С усилением мороза судно вмёрзло в лёд, но экипаж не счёл это трагедией. Он был готов к зимовке и полагал, что весной, когда начнётся таяние, продолжит свой путь. Однако природа диктовала свои правила игры. Ледяное поле, в которое вмёрзла шхуна, вдруг откололось от прибрежной полосы, и Обь-Енисейское течение понесло его на север, в то время как был намечен курс на восток.

Всю зиму «Святая Анна» дрейфовала среди льдов, а к лету 1913 года оказалась севернее Новой Земли. Путешественники пилили лёд, в надежде пробиться к ближайшей полынье, но так и не освободились из ледяного плена. Наступила вторая зима.

К 1914 году дрейфующее судно было уже севернее Земли Франца-Иосифа. Перспективы маячили самые мрачные. Экипаж одолевала моральная и физическая усталость, к тому же стала ощущаться нехватка топлива и продуктов.

Кадр из фильма "Два капитана".
Кадр из фильма "Два капитана".

Женщина на борту к беде?

Любопытный факт: на борту «Святой Анны», кроме «морских волков», была 22-летняя девушка Ерминия Жданко, племянница начальника Главного Гидрографического управления. Эта дворянская барышня, окончившая курсы медсестер, осмелилась взять на себя роль доктора, после того, как врач команды покинул судно. Кто знает, может быть, не спроста у моряков существует примета, что женщина на корабле - к беде? Ерминия, однако, проявляла волю и хладнокровие, неплохо справлялась с обязанностями доктора, учитывая, что в первую зиму болели больше половины участников экспедиции, включая капитана Брусилова. Командование экипажем тогда взял на себя штурман Валериан Альбанов.

Валериан Альбанов, штурман шхуны «Святая Анна». Фото сделано до 1912 года.
Валериан Альбанов, штурман шхуны «Святая Анна». Фото сделано до 1912 года.

На юг, к Земле Франца-Иосифа

В апреле 1914 года штурман Альбанов и десять матросов решили покинуть шхуну и идти пешком на юг. Они надеялись добраться до базы полярников на Земле Франца-Иосифа. Капитан Брусилов не возражал. Вместе с ним на «Святой Анне» остались ещё 12 человек. О их судьбе, как и о судьбе самой шхуны, по сей день ничего не известно.

Девять человек из группы Альбанова погибли в пути. Самого штурмана и матроса Александра Конрада в июле 1914 года подобрала шхуна «Святой Фока», на которой находились выжившие участники другой печально известной экспедиции, организованной Георгием Седовым. Путь, который прошли Альбанов и Конрад составил более четырёхсот километров.

Альбанов доставил в Петербург выписки из судового журнала и ценные для науки результаты наблюдений за северными течениями и дрейфом льдов. В 1917 году он опубликовал книгу «На Юг, к Земле Франца-Иосифа!», где рассказал о злоключениях экспедиции.

Модель двухмачтовой шхуны «Святой Фока», спасшей Альбанова и Конрада.
Модель двухмачтовой шхуны «Святой Фока», спасшей Альбанова и Конрада.

Пропавшая экспедиция

Более года велись поиски, но и следов «Святой Анны» обнаружить не удалось. Только спустя почти 100 лет, в 2010 году, участники арктической экспедиции, организованной полярником Олегом Проданом, обнаружили на Земле Франца-Иосифа человеческие останки, карманные часы, патроны 1911 года, ложку, самодельные солнечные очки, а также дневник. Кто из матросов «Святой Анны» вёл его, определить не удалось.

Где же сама "Святая Анна" не известно. Может быть, по сей день дрейфует среди льдов Северного Ледовитого океана?

Страницы дневника одного из матросов «Святой Анны», найденного в 2010 году на Земле Франца-Иосифа.
Страницы дневника одного из матросов «Святой Анны», найденного в 2010 году на Земле Франца-Иосифа.

Эту захватывающую и трагическую историю я узнала на выставке «Культурный код. Каверин 2.0», которая проходит сейчас в особняке Румянцева (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга).

Вениамин Каверин: «Дрейф моей "Св. Марии" совершенно точно повторяет дрейф брусиловской "Св. Анны". Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана "Св. Анны" Альбанова – одного из двух оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции».
Роман Каверина "Два капитана" переиздавался более ста раз на разных языках.
Роман Каверина "Два капитана" переиздавался более ста раз на разных языках.

В основу романа Каверина легли не менее впечатляющие истории ещё двух пропавших арктических экспедиций. Выставка рассказывает и о них. Здесь также представлены иллюстрации Александры Якобсон к роману «Два капитана», личные вещи Вениамина Каверина, многочисленные издания книги и ещё много всего интересного.

-9
Организаторы выставки: Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Литературный музей «XX век», Музей истории Санкт-Петербурга.

Адрес: ул. Галерная, 45. Особняк Румянцева (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга). Выставочные залы.