Найти тему
Рюкзак туриста

Прошёлся по Старо-татарской слободе, ассоциировавшейся у гостей Казани со сказкой «Тысяча и одна ночь» на рубеже XIX - XX веков.

Продолжаю рассказывать о прогулках по Казани. В этот раз, я направляюсь в Старо-татарскую слободу. Как говорят местные жители: «Кремль - это сердце Казани, а Старо-татарская слобода - её душа!».

Добравшись троллейбусом №7 до остановки «Театр имени Галиасгара Камала», который как показывают Яндекс.Карты находится в Старо-татарской слободе, я иду вдоль озера Кабан, в незамерзающей части которого «тусуется» большая стая уток.

Если заглянуть в историю Казани, после взятия города Иваном Грозным, практически всё татарское население было выселено за пределы столицы бывшего ханства. Однако татарам признавшим покорение, было разрешено остаться в городе на определённом участке. Таким образом, возникла татарская слобода, в наше время являющаяся одним из исторических центров столицы Татарстана. Здесь как и на улице Баумана находится множество сувенирных магазинов, гостиниц, ресторанов и кафе.

Пройдя вдоль озера по улице Марджани, сворачиваю на улицу Фатыха Карима, на перекрётке которой и Каюма Насыри находится «Окно в Казань». Арт-объект в виде наличника одного из купеческих особняков, из которого с одной стороны вид на историческую, а с другой – на современную части города.

Теперь направляюсь к улице Пушкина, по пути делая снимки красивых, разноцветных домов. Однажды разговорившись с Миляушей Салахетдиновой - сотрудницей одного из туристско-информационных центров, узнал интересный факт. До Революции здесь было множество деревянных домов с резными наличниками на окнах и декорированными воротами, а яркая покраска жилища является у татар национальной традицией. Колорита добавляла и национальная одежда. Таким образом, Старо-татарская слобода издалека была видна благодаря ярким цветным краскам. А российские и иностранные путешественники, побывавшие в Казани в конце XIX - начале XX века, заявляли, что Старо-татарская слобода ассоциировалась у них с восточной сказкой «Тысяча и одна ночь».

Писатель Максим Горький также выразил своё впечатление об этом месте в автобиографической повести "Мои университеты":

«На чтениях было скучно, хотелось уйти в Татарскую слободу, где живут какой-то особенной, чистоплотной жизнью добродушные, ласковые люди; они говорят смешно искажённым русским языком; по вечерам с высоких минаретов их зовут в мечети странные голоса муэдзинов, - мне думалось, что у татар вся жизнь построена иначе, незнакомо мне, не похоже на то, что я знаю и что не радует меня».

Хоть к нашему времени Старо-татарская слобода неоднократно подвергалась значительным изменениям, поскольку деревянные здания ветшали и многие вообще были утрачены, чтобы сохранить исторический облик Казани, что-то было отреставрировано, а что-то и восстановлено заново. Таким образом, прогулявшись среди этих разноцветных домов, утром в пятницу (священный день у мусульман) из мечети Аль-Марджани звучит призыв на молитву, частично вызывавший у меня ассоциации с ближним востоком.

Посередине улицы между домами Муллина и Марджани установлены огромные цифры 2023 – арт-объект наступившего года.

Напротив усадьбы, в деревянной двухэтажке, находится магазин «Сувенирный рай», в котором я прикупил пару магнитиков и в дорогу упаковку чак-чака. Вечером в поезде попью чай. Непосредственно за усадьбой, в особняке купца Кушаева расположился музей чая, а в его дворе ресторанный комплекс, стилизованный под татарскую деревню.

Посмотрев комплекс, снова возвращаюсь на улицу Каюма Насыри, к двухэтажному дому ещё одного чайного купца – Мухамерзяна Казакова. А затем выхожу на улицу Татарстан, которая на прямую соединяется с улицей Пушкина. Следуя в сторону метро, замечаю интересную скульптуру с героями из поэмы Тукая «Шурале».

В заключении скажу, что в Старо-татарской слободе, я был и с автобусной экскурсией по городу, из которой, напоследок представлю несколько снимков.

А на этом у меня всё. Следите за новыми публикациями!