Ирландское общество XVIII века было противоречиво. И дело не только в противостоянии богатых и бедных, в социальной пропасти, разделявших нищих, отверженных властью католиков и богатых, обласканных властью, протестантов. Далеко не все протестанты были вельможами и далеко не все вельможи были лояльны к английской власти. С другой стороны, конечно, не все католики находились в бедственном положении. Кто-то из переселенцев принимал католичество осознанно. Кроме того, в Ольстере жило много выходцев из Шотландии. Как мы помним, они исповедовали кальвинизм, который отвергался официальной англиканской церковью. Первые переселенцы из Ирландии в США были именно кальвинистами и прибыли они из Ольстера. Следом за ними последовали католики.
США обрела независимость в 1776 году. Через тринадцать лет грянула Французская революция.
Большинство ирландцев были воодушевлены этими событиями. Недовольство британским правлением росло как на дрожжах. Дошло до того, что католики и протестанты начали объединяться в тайные общества, которые преследовали единую цель: ослабить зависимость от английского парламента и, в перспективе, добиться от него полной независимости.
Раньше подобные союзы казались немыслимыми. Ещё бы! Столетие, даже полстолетия назад даже человек с богатым политическим воображением едва бы представил, что католики и две расходящиеся ветви протестантов могут объединиться.
Самым значительным и влиятельным обществом стали «Объединённые ирландцы». Его организатором был дублинский адвокат, замечательный человек, лидер и политик Теобальд Вульф Тон. Он верил, что термином «ирландец» можно объединить всех патриотов страны. Каким же верным также и мне кажется эта идея спустя двести с лишним лет!
Его сподвижники — лорд и военный Эдвард Фицджеральд, юрист и политик Томас Эддис Эммет, врач Уильям Дреннан, и другие
Сначала «Объединённые ирландцы занимались мирной агитацией. Затем были вынуждены уйти в подполье.
Руководители общества боролись за независимую ирландскую республику, отмену сословных и феодальных привилегий лендлордов и англиканской церкви.
На помощь ирландцам в 1796 году прибыла крупная французская флотилия под началом генерала Гоша в. Если бы совместные силы ирландцев и французов бросили вызов англичанам, то история могла бы пойти по другому сценарию. Но случилось иначе. Сначала потерялся флагманский корабль, на котором был сам генерал Гош. Французские командиры колебались и не решались на высадку. Плюс изменилась погода. Ветер сменил направление. Вольф Тон говорил, что эскадра была так близко до берега, что можно было добросить до него печенье. Но в итоге французы повернули домой, так и не ступив на многострадальную землю. Вам ничто не напоминает эта история? Например, неудачу испанцев почти двумя столетиями раньше.
Встревоженные власти усилили репрессивные меры, чтобы выявить главарей бунтовщиков. Они применяли пытки, проводили садистские допросы. Это было так ужасно, что теперь не выдержали ирландские крестьяне графства Уэксфорд. Они подняли восстание, причём в бой их вели католические священники. В 1798 году мятежи прошли по все стране. В самом обществе «Объединённые ирландцы» уже не было единства. Увы, вновь усилилась вражда католиков и протестантов. Жертвы были с обеих сторон. Протестанты Ольстера, испуганные активными действиями католиков-арендаторов, поддержали Корону и парламент. В битве при Нью Россе английские войска разгромили армию повстанцев. Пики и мушкеты были бессильны против пушек. Увы, то, что начиналось как попытка объединить две религиозные силы, завершилось мучительным, кровавым противостоянием.
Великого человека Вольфа Тона схватили и отправили для суда в Дублин. Он был приговорён к казни, и перерезал себе горло. Ему было всего 35 лет. Навсегда Вольф Тон стал образцом патриота, человеком слова и дела для ирландцев, добивающихся независимости.