продолжение
Когда живешь от встречи до встречи, то время летит гораздо быстрее. Толик работал в полевой партии. Переговоры оттуда возможны были только если партия располагалась в поселке, где было почтовое отделение.А так случалось нечасто, в основном от поселков были за несколько десятков километров. Дома телефона не было, на работе Валю застать было можно только после обеда, она работала кассиром и в первой половине дня ездила в банк с документами. Поэтому общались при помощи связи нечасто. Письма тоже могли лежать в почтовом отделении по нескольку недель из-за отсутствия авиарейсов. И так было в Якутии менее чем полвека назад. Проще было прилететь в Якутск, чем созвониться или получить письмо.
А в поле каких только случае не было. За десятки километров Анатолий ходил пешком в поселок, когда была распутица. проваливался весной в наледь,болел пневмонией без всякой медицинской помощи, встречался с медведицей. Но дома он это рассказал лишь когда завершил работу буровика. А так приезжал и рассказывал только интересное и смешное. Вале достаточно было пробыть с ним в поле те два месяца после приезда в Якутию, чтобы понять, что работа сопряжена с большими трудностями ,а порой и опасностями.
В геофизической экспедиции,где она работала организовывали в Якутске геофизическую партию, туда требовались работники и она стала настаивать, чтобы Толик перешел работать снабженцем. Работа интересная, способности организаторские у него есть-справится. А главное, что жить будет дома, не считая командировок, если в них будут отправлять. Но это при его привычке к разъездной жизни будет как награда.
Анатолий долго колебался и не решался переводиться в контору. он привык к самостоятельной работе вдали от начальства. А здесь его ожидал канцелярский стол да разъезды по базам города. Но Валя настаивала, говорила, что устала на протяжение 19 лет встречать и провожать. Ей хочется жить семьей как ее коллеги по работе: проводить вместе вечера, гулять в лесных окрестностях, в выходные ходить в театр,кино, в гости. И Толик сдался-перешел работать в отдел снабжения.
В те времена работали по разнарядкам, все выделялось потребителям на год вперед по заказам. В Якутии был досрочный завоз в летний период. Долгой зимой необходимые материалы получить не всегда получалось Нужны были знакомства и связи. Первые пару лет он их налаживал. потом пользовался во благо родного предприятия. У него было несколько записных книжек с номерами телефонов баз и поставщиков, кладовщиков и других снабженцев. Работа была виртуозной и интересной. Его нередко посылали в командировки, знали, что Кириллыч, а его уже стали звать уважительно именно по отчеству, все сможет. Вечера и выходные они проводили вместе. А еще получили дачный участок за городом. Место не очень престижное по Вилюйскому тракту, но заиметь дачу для отдыха хотелось каждому. Начали с рубки просек под дорогу. Первый год обустраивали места общего пользования, а потом начали огораживать участки, возводить постройки. Ездили на городском автобусе, все ,что брали с собой несли в руках 2 километра: продукты, питьевую воду, инструмент и Людмилку на плечах по очереди с зятем. А в тайге было полно гнуса.Но это никак начинающих дачников не останавливало...Но зато грибы и ягоды росли и на участке и по недавно проложенной улице!
Жили они в пригороде Якутска, геофизики рядом с домами геологов возвели более десятка деревянных многоквартирных домов и несколько общежитий. Жилым фондом надо было управлять и Анатолию предложили возглавить ЖКО. Он понимал, что с жильцами всегда будут возникать трения, но от предложения руководства , как коммунист, отказываться не стал. Работа оказалась круглосуточной. Где какое ЧП не случалось, ему звонили или приходили домой с требованиями устранения. Он и сам никогда не отказывался от участия , хотя работали сантехники, сварщики или другие специалисты, а он был всегда вместе с ними. О покое в семье забыли. Ирина вышла замуж, жили с мужем и дочуркой в общежитии, комната небольшая, удобства в коридоре, поэтому целыми днями бывали в родительской квартире. Внучку Людмилку бабушка с дедушкой обожали, часто оставляли у себя и ночевать. Ирина училась и работала, Саша-зять работал посменно, поэтому внучка часто была на их попечении.
Младшая дочь Марина закончила школу, поступила в Воронежский госуниверситет на факультет прикладной математики, на вечернее отделение, на дневное не добрала полбалла. Училась и работала одновременно. Вот и она замуж собралась. Жили далеко от Белогорья, а дочери мужей нашли именно там. Но не в правилах их семьи было отговаривать, уважали выбор дочерей. Только хотелось, чтобы образование получила Марина, а потом детей заводили. Так и обещали молодые, обнадеживая родителей.
Ирина заочно поступила учиться в 1982 году, а в мае 1984 родила вторую дочь Марину. Но учебу оставлять не собиралась. Марине и месяца не было, а у нее сессия. Отправлялась только экзамены сдавать, а Валя отпрашивалась с работы и сидела с Мариной, а Людочку забирали из сада и приводили ее домой только спать. В общежитии была лишь комната, а малышке нужен был покой, родилась она не совсем здоровой.
Вскоре и Марина сообщила, что ждет ребенка. Муж ее летом отправлялся в стройотряд,Валя с Анатолием планировали поездку в отпуск к Марининым родам в августе, купили билеты до Москвы. В то время с билетами были проблемы, брали их за несколько месяцев вперед, а изменить дату полета на другое время было летом нереально. Пришла телеграмма , что Марина родила дочь на месяц раньше . Олечка, как назвали девочку родилась с небольшим весом и из роддома их перевели в детскую больницу. Поехать к ней некому, проведывала в больнице их квартирная хозяйка, с которой были хорошие отношения. Забирали домой родственники. Они и привезли Марину с малышкой из Воронежа в Белогорье к бабушке. И только через несколько дней после выписки приехали в отпуск Валя и Толик.
Свекровь их в отпуск поджидала с большим нетерпением. Свекра не стало в 1982 году. Он болел, ушел тихо. Осталась она одна, чувствовала, что силы и ее покидают. Хотелось дождаться Толика и Валю. Повидались и заявила мать, что надо ей в больницу, вот их дождалась и может спокойно теперь лечиться, а то дом не на кого было оставить. Анатолий занялся ремонтными работами, Валя больше с внучкой Марине помогала. Вечерами ходили мать проведывать. 31 августа 1985 года ее не стало. Умерла в больнице, ни с кем не попрощавшись.
Старший брат Анатолия Василий ,на похороны приехать не смог-здоровье было неважным.Решили его после похорон навестить.Это была последняя встреча братьев. Через несколько лет не стало и Василия.
Надеялись, что Марина с Олечкой будут в Воронеже, но свекровь Марины сообщила квартирной хозяйке, что муж Марины пойдет жить в общежитие и квартиру они снимать не будут. Когда Марина с Анатолием, приехав в Воронеж, узнали о отказе от квартиры и что на квартире живет другая семья, поняли, что жить Марине этот год придется в Белогорье у родителей Вали.Ведь с маленьким ребенком квартиру снять практически невозможно. Этот год был для них очень трудным, навалилось столько всего. В отпуске отдыхать не пришлось, пытались решать навалившиеся проблемы. Переживали за Марину, она не жаловалась, но видели, что взаимоотношения в ее семье складываются не лучшим образом, но помочь ничем не могли.
Продолжение следует...