Капланкырский заповедник был самый большой в Туркмении, площадью 570 тысяч гектаров. Территория огромная, а расстояние до города, где была контора, около 300 км. На стационар в пустыню мы как правило забрасывались грузовыми автомашинами. Но вот авиаучеты в заповеднике, выезды по срочным делам в город, переезды на другие точки на короткое время, - для этого мы заказывали самолёт. Бюджет заповедника позволял планировать в год 7-10 вылетов. В Ташаузском аэропорту кукурузников было много. Ведь север Туркмении - сельскохозяйственный район. Тут выращивали и хлопок, и пшеницу, и рис. И всё это надо было опылять сверху химикатами. Кроме сельхозмашин имелись и специальные пассажирские АН-2. Не только со скамейками вдоль бортов, но и с несколькими рядами кресел в салоне.
Первое знакомство с лётчиками местной авиации и самим АН-2 произошло у нас в 1982 году. Первый стационар, первый год в пустыне, мы, ещё неопытные исследователи... Как-то утром слышим звук мотора в небесах. Летит самолёт, к нам летит. И садится на дорогу около старинного кладбища. Лётчики местной авиации были конечно асы, им и очень короткой полосы было достаточно, чтобы приземлиться. Но полоса эта должна быть твёрдой. А дорога-то была разбитой. Так что первое приземление на наш стационар было неудачным. Самолёт зарылся в пыли.
Пока начальство знакомило нас с прилетевшими учеными из Алма-Аты, выяснилось, без лопаты не вызволить самолёт для взлёта. Ребята побежали в лагерь за инструментом. Потом вместе с лётчиками по очереди откопали колёса и подыскали подходящее место для взлёта, уже не на дороге, а вдоль оврага. Оставалось только срыть бугры термитников и норы песчанок. Сергей ловко всё это сделал и уставший, воткнул лопату в землю.
Самолёт стал выруливать на новую полосу и крылом напоролся на черенок лопаты. И вы думаете, что АН-2 "железная птица"? Крыло порвалось, потому что было из ткани! Лётчики ругаясь вылезли из кабины и потом как-то заклеили дырку. Все мы выдохнули, когда самолёт улетел. А нам было дано задание найти и оборудовать подходящее место для взлётно-посадочной полосы.
Одна полоса уже была, но в 6 км от лагеря, это далеко. Володя нашёл ближе, примерно в 2 км. Там пришлось вырубить редкий кустарник, но зато почти не было нор, почва была твёрдая, покрытая плоским щебнем. Это место получило в обиходе название "аэропорт". И все последующие взлеты и посадки с 1983 по 1992 годы были там.
Авиучеты проводили 3-4 раза в год, чтобы посчитать джейранов, сайгаков, куланов, архаров, волков. С малой высоты можно было обнаружить также гнёзда хищных птиц на обрывах. Ан-2 очень помогал в учётах численности животных.
Когда у нас появилось несколько стационаров, то мы раз или два за сезон планировали перелеты с места на место, ведь специалистов для всех точек не хватало.
Были также вылеты в Ташауз. В город стремились подкормить детишек свежими овощами и фруктами. В начале мая уже поспевала клубника, а уж свежих овощей было навалом. Надо было пополнить запас аптечных товаров, купить прессу, и в конце концов отмыть детей в ванной дома. А потом через 3-4 дня мы снова летели в пустыню. Часто с нами улетали и ученые из Ашхабада, Москвы, Уфы, Свердловска. Вот на этом фото, где "табор уходит в небо", известный орнитолог Эльдар Рустамов.
Лично у меня случилось такое приключение с АН-2, после которого я без пакетиков в этот транспорт не садилась. В 1984 году я сидела в городе с шестимесячной дочкой. Но приехала в гости мама и согласилась побыть недельку, пока я слетаю в заповедник к мужу и своим растительным объектам. Туда я добралась замечательно, на самолёте и быстро. Привезла всем радостным почту, свежие продукты. А вот обратно самолёт по безалаберности директора заповедника не прилетел. И Вова повёз меня к противочумникам на мотоцикле. Их лагерь был тогда в песках в 70 км от нас. На следующее утро я всё же погрузилась в Ан-2. Но он оказался после химобработки полей. Стойкий запах химии сопровождал нас всю дорогу. Всё содержимое желудка и желчного пузыря, всё оказалось вне меня. Домой я приехала вся зелёная. Но не заставила маму волноваться, так как срок возвращения оговаривали +- 2 дня. С тех пор меня укачивает в автотранспорте. Но на кукурузниках я к счастью больше не летаю.
Но кроме Ан-2 почти каждый год ребята летали на вертолёте. Это уж когда прилетало высокое начальство или такой замечательный гость как Николай Николаевич Дроздов. Но об этом - отдельный рассказ.
Спасибо, что читаете. Рада буду ответить на все вопросы.
С уважением, Елена
#Туркмения #работа_в_Туркмении #заповедники_Туркмении #Капланкарский_заповедник #авиаучеты_в_заповеднике