Автор: Ирина Жигмунд
Фильм ирландского режиссера и сценариста Мартина Макдонаха «Банши Инишерина» уже получил «Золотой глобус» и скорее всего станет в этом году одним из претендентов на премию «Оскар». Костюмы в фильме почти незаметны, но тем не менее, заслуживают нашего с вами внимания.
О чем фильм? Весной 1923 года на вымышленном ирландском острове Инишерин фолк-музыкант Колм внезапно перестает общаться со своим старым приятелем Патриком, решив, что он слишком много времени проводит с ним в пустых разговорах, вместо того, чтобы сделать что-то стоящее, оставить о себе память потомкам. И пишет мелодию, которую называет «Банши Инишерина». В отличие от него, Патрик довольствуется простой сельской жизнью: ухаживает за своими животными, проводит досуг в местном пабе. И никак не может взять в толк, почему Колм больше не хочет поддерживать с ним дружеские отношения.
Художник по костюмам Имер Ни Вэлдони (Eimer Ni Mhaoldomhnaigh) старалась отразить различие этих характеров и их конфликт в стиле персонажей.
Фермер Патрик Салливан (актер Колин Фаррелл)
"В том, как одевается Патрик, есть трогательная наивность. К тому же, это рассказ о его семье, об отношении к тому месту, где он живет, об его ирландском происхождении", - рассказывает художник по костюмам.
"В одежде Патрика чувствуется заботливое участие сестры. Я представляла, как Шивон думает: «Боже мой, зима будет очень холодной. Надо связать ему джемпер», а затем добавляет к нему в качестве личного штриха маленький воротничок. В нем Фаррелл похож на школьника. Этот дизайн я увидела на старой фотографии мужчины с островов Аран. Когда мы связали первый джемпер, красный оказался слишком ярким и современным, и мы остановились на более темном оттенке"
В костюмах этого фильма неожиданно много красного цвета. В данном случае он говорит о национальной принадлежности персонажей.
«Чтобы привнести ирландскую нотку в костюмы Шивон и Патрика, я сделала в фильме красный важным акцентом, потому что это цвет традиционных юбок жительниц Западной Ирландии»
«Макдонах хотел сделать этот фильм не обыденным, унылым черно-белым, а современным, красочным. Мы изучали быт жителей Аранских островов 20-х гг, и поняли, что тогда использовалось много яркого цвета: индиго, кроваво-красный и желтый», - говорит художник-постановщик Марк Тилдесли.
Имер Ни Вэлдони тоже хотела уйти от классических серых и бежевых джемперов с косичками, которые ассоциируются с Араном (помните мою статью про костюмы фильма "Маяк"?), добавить в костюмы цвет и эмоции.
«Больше всего цвета присутствует в мужских рубашках (они шились из ирландского льна), а также в трикотаже. Для спинки жилетов мы использовали полотно в клетку или полоску.
В пабе свечное освещение, там совсем темно, многое пропадает в тени, поэтому я хотела, чтобы были небольшие всплески цвета и фактуры, без которых невозможно было бы увидеть персонажей.
Также было важно придать костюмам ощущение того, что в них жили. Мы специально их фактурили, а также просили наших актеров заранее их поносить, и даже набивали им камнями карманы».
Фолк-музыкант Колм Доэрти (актер Брендан Глисон)
"Колм - эрудированный персонаж, на которого повлиял внешний мир. Мы видим это в его доме, наполненном предметами со всего мира. В то время на Запад Ирландии приезжало много фольклористов, чтобы выучить язык и задокументировать устную традицию песен и рассказов. Я думаю, что они были бы очарованы Колмом и присылали бы ему подарки из своих путешествий.
В том, как он одевается, должно было быть что-то от поэта, но без особой показухи. Колм носит вещи из красиво окрашенного вельвета и льняные рубашки шафранового и бирюзового цветов. В этом есть элемент не тщеславия, а знания человека, который когда-то побывал во внешнем мире и привез оттуда идеи о том, как должен выглядеть поэт или музыкант.
Также режиссер хотел сделать отсылки к спагетти-вестерну. Вот почему у Брендана такое длинное пальто и шляпа. Его силуэт должен был четко читаться на фоне ирландского пейзажа.
Феминистка Шивон Салливан (актриса Керри Кондон)
«Возможно, Шивон жила на материке, получила там образование и хотела стать учительницей. Она вроде как феминистка из Инишерин. Она думает: «Как мне стать независимой?» Ее стиль более современный, она пытается уйти от ограниченности острова".
Для создания ее гардероба художник по костюмам черпала вдохновение в архивных фотографиях. «В Ирландии огромная история иммиграции. Есть фантастические фотографии. Я помню их с детства», - говорит она.
Даже в современном стиле Шивон художник отразила ее ирландское происхождение. «Мы сделали ей красное пальто и нанесли на него черные полосы, как на традиционных красных нижних юбках с черными полосками по низу».
О ее патриотических чувствах говорит кельтская брошь.
В финале мы видим героиню в красивом желтом пальто. «Желтое пальто - это ее прощальное пальто. Она вступает в дивный новый мир», - объясняет художник по костюмам.
Вот, вроде, и ничего особенного нет в этих костюмах, но все это - большой труд и много эмоционального смыслового наполнения. Как сказала Имер Ни Вэлдони - "костюм не должен выпячиваться, но он обязательно должен помогать рассказывать историю".
Надеюсь, что этот замечательный фильм получит "Оскар", по крайней мере, я буду держать за него кулачки!