Начало
История группы «Кукрыниксы» началась задолго до того, как многие думают... Без этой присказки не было бы той сказки, которую мы все знаем.
Когда-то очень-очень давно, в старопамятные времена, в «лихие девяностые», за три-девять земель, в Коломягах находилась автомобильная стоянка. Прямо на ней, на растрескавшемся асфальте у трансформа- торной будки, через видавший виды советский переносной кассетный магнитофон одинокий гитарист наигрывал музыку. В этот момент залитые солнцем дворы новостроек наискосок рассекал другой странного вида парень. Непреодолимая сила заставила познакомиться доселе не знавших о существовании друг друга людей.
Александр Леонтьев:
"Димон, конечно, оригинальный гитарист. Мы с ним познакомились давно. Как-то раз я шел мимо этой стоянки, а тут в дверях будки какой-то парень подключил вместо комбика магнитофон и наигрывает на гитаре прямо на улице. Мы с ним так и познакомились."
Дима Гусев тогда учился и параллельно работал сторожем на стоянке. Это всё было в самом начале 90-х, во время разгула бандитизма.
Проблемы тогда от бандитов были почти у всех — уже и у мирных граждан, в том числе у меня. Вероятно, чтобы не зацикливаться на тревожных мыслях, я брал с собой на стоянку гитару, магнитофон и играл через него, причем очень громко.
После случайного знакомства появилась группа в составе А. Леонтьева, Д. Павлова, Д. Гусева и А. Синицкого, которая просуществовала недолго..
Леонтьев пел тогда и придумывал что-то, но о каком-то лидерстве речи не было. Все были сами по себе. У нас тогда были одни рифаки, песен толком не было.
Наша музыка была трэшем! И по сути, да, наверное, и по стилю (смеется). Первый концерт был потешным: мы играли песни с ранних альбомов Metallica. Это очень сложно было. Даже, думаю, и сейчас сложно. В каждой песне по пять гитарных партий. Этот концерт я запомню навсегда (смеется), как и первый концерт «Кукров»
После нескольких ссор внутри коллектива, было принято решение искать нового барабанщика. Выбор пал на Горшенева! Дима Гусев познакомился с ним еще в 1990 году на репетиционной точке "Короля и Шута". Алексей тогда стучал на барабанах, подменяя служившего в армии Поручика, и играл в группе "Вибратор".
Алексей Горшенев:
"С Гусевым я познакомился в 1990 году благодаря Дане Ляпину - он является лидером группы "Вибратор", которая существует и играет до сих пор. Музыка у них тяжелая для слуха обывателя, может быть, я сравнил бы их с тем, что делают "The Exploited". В свое время я играл у них на барабанах.
Одновременно барабанил и в "Вибраторе", и в "Короле и Шуте". Гусев пытался играть в "Вибраторе" на гитаре, и я заметил, что он хороший мелодист. В его музыке своеобразный полет души, желание копаться в мелодии. Меня тогда это сильно прикололо.
И не только меня. Старший брат мне сказал:
«Чё вы? Создавайте группу! Димон очень неплохо играет. Талантливый чел».
Играя у Мишки, я хотел создать свою команду. Дома на допотопный микрофон записывал всякие мелодии и, кстати, в первый раз коснулся творчества Сергея Есенина еще тогда. Потом армия. Идея о группе жила и там: я сочинял песни во время ночных дежурств. О Леонтьеве я тогда вообще ничего не слышал."
Дмитрий Гусев:
"Я помню, как Даня искал точку, и наконец он мне сообщает: «Димон, офигенная точка рядом с зимним. Аппарат есть, но, правда, под нами будет отделение ментовское, и группа там уже репетирует... Ну как группа? Так детский панк! Детский панк! - (смеется) Ну сам понимаешь, не панк! (сме- ется). Га-га-га! Но парни типа хорошие». Когда я пришел на точку и впервые послушал «КиШей», мне этот детский панк понравился."
Репетиция "Короля и Шута" (1996)
Наконец-таки Леша пришел на репетицию и выяснилось, что на барабанах он играет довольно условно, мягко говоря. После армии он совсем разучился играть. Со стороны ситуация выглядела очень глупо: «как бы мы Леху уже позвали к себе в коллектив, а он не умеет играть..»
Алексей тоже понял, что ситуация - тупняк, и сказал тогда:
"Мне типа не интересно быть барабанщиком. Я хочу петь. У меня есть песни и есть идеи"
«Нам с Сашей сразу стало грустно. Леха, конечно же, что-то спел, но это никак не впечатлило. Хотя.. меня лично впечатлила песня "Ночуя над головой", которую Леха написал в армии.»
- "Ночуя над головой, звезда снова и снова
Хотела стать молодой в моих глазах, ей знакомых.
О ней я стал говорить, наверно, неверно
И в комнате стало моей жарко мгновенно..."
Алексей Горшенев
"Они меня изначально хотели усадить за барабаны. То, что я подменял когда-то Поручика, это ничего не значит. Я не был полноценным ударником. Это было вообще не мое! На первую встречу я шел ради интереса. В дальнейшем я освоил, если так можно сказать, бас, и этот уклад стал постоянным до ухода Леонтьева."
Александр Леонтьев:
"Помимо нас, на точке, репетировало множество групп, среди которых были "Вибратор", "Кома", "Танки", оттуда, кстати, Маша Нефедова потом в "Король и Шут" перешла.
Это было помещение бывшей сварочной мастерской отчима нашего знакомого. Перед тем как там начать репетиции, надо было все основательно отремонтировать. Денег ни у кого вообще не было. Сами фанеру собирали, долбили стену, стройматериалы худо-бедно покупали. Например, Димон Гусев с Князем просто стопками складывали фанеру и в диком адище красили пульверизатором. Туда зайти было невозможно! Дышать было нечем! Башка кружилась!"
Как у нас репетиции происходили? То Лешка на басу, я на барабанах, то наоборот, то Дима Гусев садился за барабаны.
Дмитрий Гусев:
"B музыке тогда у нас был полный дестрой и шатание. То мы вдвоем соберемся, то втроем. Денис, наш гитарист, ушел тогда. Наступил полный бардак. Нам было не очень интересно играть музыку, гораздо интересней общаться и пить пиво после репетиции. Репточка у нас находилась на Московских воротах. Туда и «КиШи» тоже подтянулись. Лёха с Саней пробовали по очереди что-то петь, будто у нас две разные группы. Репетиции были так одно название. Кто ходил, а кто нет. Да и если приходили пили пиво и общались.
А как я тогда завидовал «КиШам»! Приходили Князь, Яша, Балу и Пор - ведь играли! С таким драйвом! Я не понимал, как у них это выходит... Мы технически куда одареннее были. «Металлику» могли сыграть почти всю, а на поверку мы были небом и землей."
Самая первая репетиция ранних "Кукрыниксов"
Алексей Горшенев:
"Это время я могу охарактеризовать как дикая зима, в прямом и переносном смысле. Песни не ладились, играли впустую, надежда о большом деле таяла. Но впереди замаячил первый концерт, и, после того как мы это осознали, дело пошло!"
Первый концерт
В истории группы "Кукрыниксы" важную роль сыграл Александр Щиголев (Поручик) - барабанщик группы "Король и Шут". Он понял, что мы занимаемся ерундой, все наши встречи никуда не ведут. И действительно, что мы делали? Покурили, попили пивка и разошлись!
Поручик сказал тогда Диме:
Парни, через три недели у "Короля и Шута" концерт в "Полигоне". Дадим вам время на разогреве - не вопрос.
Алексей Горшенев:
"Мы, конечно, думали, что нам надо выстрелить. Когда-то ведь надо начинать! И я как-то спросил у брата совета, где нам можно сыграть. Миша ответил: «Давайте перед нашим выступлением!»"
Дмитрий Гусев:
"Ну, с этого момента и понеслось! Начали с названий... Леха позвонил Леонтьеву и сказал, что придумал название «Кукрыниксы». Мне уже Саша позвонил и передал инфу. А что? Я поддержал. Так и пошло. От этого названия ржали все. Причем лет эдак десять подряд (смеется)."
Александр Леонтьев:
"Лешке нужно было название какое-то придумать. Он предложил «Кукрыниксы». Мы поржали, конечно. Потому что название звучало по-идиотски, и до сих пор, я так понимаю Леша не до конца им доволен. Фактически, название появилось только из-за поставленного Поручиком дедлайна. До этого мы никак не назывались, мы просто с Димоном и Лёшкой на точке подвисали и валяли дурака. А для этого названия не нужно. Мы не могли выйти на концерте перед «Королями и Шутами» без имени группы - так не бывает. А Миша «Горшок» до последней секунды до начала концерта не знал, как мы называемся. На афише нас не было.
Алексей Горшенев:
"Само слово «Кукрыниксы» оно такое нестандартное и забавное. На тот момент именно этим словом можно было охарактеризовать внутреннее состояние всей группы: мы были смешными, группа не имела концепции, мы не знали, что надо петь, мы ничего не знали, по мы хотели существовать в «светлом настоящем». Единственное, что у нас вышло, группа «Кукрыниксы»
Даже перед концертом я еще думал, что название «Кукрыниксы» будет временным. Я колебался между «Кукрыниксами» и «Натурой». Мишка, мой брат, говорит, назовись «Мастером», а потом блин, уже же есть такая группа!"
Дмитрий Гусев:
"Началась подготовка к концерту в «Полигоне» с рождения в муках песни «Солдатская печаль». Музыку придумал Лёша. Сначала в песне были его же слова типа: «Кот на скрипке...»
Леонтьев, когда это услышал, проклял все, и за неделю написал новый текст."
Александр Леонтьев:
Это позже Алексей отточит свое перо и станет большим рок-поэтом, а тогда мне его творчество казалось косноязычным. Да и когда я сочинял песню «Солдатская печаль», хотелось сразу выбросить текст, но выбора не было. Надо было выходить и петь. Понятно, что тему песни придумал не я сам. Сюжет «Солдатской печали» взят из книги обалденного еврейского писателя Эфраима Севелы «Моня Цацкес знаменосец». В то время я был очарован его рассказами. Заимствовал у него идею.
- И в этот светлый день он сошёл с ума,
И молчал два дня, и две ночи.
И лишь на третий день ушёл, взяв автомат -
Понял вдруг солдат, чего хочет.
Большинство песен было Лешиных, около десяти, включая "Ночую".
Алексей Горшенев:
"Лунный свет" у нас получалась неплохо. Мы попробовали с Сашей исполнить ее на два голоса и поняли - круть! Пел я тогда слабо, и второй вокал Леонтьева был необходим. Песня "Это не беда" появилась позже. Мы сидели с Димой у него дома и пробовали ее делать. В итоге поменяли местами куплет и припев. Песня обрела хитовый вид, и я сразу принялся за текст.
Постепенно у нас сложилась какая-то программа, с которой можно было давать концерты, и мы поняли, что мы - прикольные ребята!
Леха писал песни, Саша держал группу. На репетициях он рулил процессом.
Алексей на басу, Леонтьев с Гусевым - на гитарах, драмил по-прежнему Синицкий.
Выступать на такой площадке было психологически нелегко. Клуб "Полигон" к тому времени был уже культовым местом.
Дмитрий Гусев:
Барабанщик наш, Синицкий, не пришел. Мы не могли до него дозвониться и в голову приходили бредовые идеи. Отменять концерт тогда было нереально, так как мы понимали - второго шанса у нас не будет. Либо сегодня, либо никогда!
Саня уже собрался петь и играть на барабанах. Но в середине дня случилось чудо. Леха Синицкий взял трубку! У него была температура что-то под 39. И, когда он приехал, мы облегченно вдохнули.
Купили, естественно, бухло. Какую-то отраву. Денег на нормальный алкоголь у нас не было. Мы с ним выжрали какое-то самое дичайшее пойло, а к нам все подходили и подходили люди, которых мы помнили еще по "тамтамовским" временам, интересовались, узнавали:
"Ты что, типа поешь сегодня?", "Горш-младший?", "А-ха-ха!"
Все ржали, угорали и прикалывались, кроме нас, конечно.
А как вы называетесь? Что-о-о-о-о? Уа-ха-ха! "Украинцы", "мудикиксы", ха-ха-ха!
Кстати, из-за нашего названия при знакомстве со своей будущей женой я сказал, что работаю грузчиком, а не играю в группе.
На первой песне "Солдатская печаль" нас заметил Игорь "Панкер" Гудков, который стал директором "Кукрыниксов" на всю оставшуюся историю группы. Он с командой снимал концерт "Короля и Шута" и наша песня "Солдатская печаль" его дико вперла, как он сам об этом сказал.
Игорь "Панкер" Гудков:
"Полигон тогда находился на Обводном канале. Абсолютно рокерский клуб, без всяких изысков. Он был довольно большой: на 600-700 человек - по тем временам для Питера - действительно солидный клуб.
Мы взяли с собой три "Бетакама", наняли трех операторов с "5 канала" и приехали снимать. Для настройки звука я записал на минидиск первую выступающую группу, которой и названия то не знал. Позже выяснится, что названия у нее и не было. На видео мы сняли только "КиШей" и "Тараканов".
Звук в "Полигоне" был говно. Понять, какую музыку играет группа, было невозможно - какой-то гитарный поп-рок."
После концерта с тогдашним директором "КиШа" Шумным пошли ко мне выпивать. Выпивали до утра, и я решил послушать, что же у меня записано на минидиске. А вот на диске было записано все качественно. И первое, что было там записано - песня "Солдасткая печаль". Она меня абсолютно вскрыла!
Потом я позвонил Мише Горшеневу и спросил: "А что там за группа перед вами играла?"
Он говорит: "А это группа моего брата младшего."
— А как она называется?
— Да никак! Его группа и его группа
— А как бы мне с ним встретиться?
Тогда мобильных телефонов еще не было, только домашние. И он передал Алексею трубку, и мы договорились о встрече.
Алексей Горшенев:
"Вот так и вышло, что на первом же концерте группы Панкер услышал нашу "Солдатскую печаль". Мишка мне сказал:
"Есть два рок-деятеля, Панкер и Пиночет, и они хотят вам помочь."
Супер! Помощь была нужна как никогда. Когда ты понимаешь, что зацепил не только своих друзей, а людей из Рок-клуба, да еще после первого концерта, значит делаешь все правильно!"