762-763 годы
Чёрное море
В 762 году с началом октября ударили такие жестокие морозы, что за несколько дней в лёд превратились не только реки, впадающие в Чёрное море (Эвксинский Понт), но и воды самого моря. Лед простирался к середине моря примерно на сто пятьдесят километров (сто византийских миль) и имел толщину до 18 метров (30 больших византийских локтей). И это было по всему черноморскому побережью, начиная от Дона и до Дуная; от Дуная и до пролива Босфор и Дарданеллы. На лёд позднее выпал большой снег и толщина льда увеличилась еще метров на 12 (20 больших византийских локтей). И по этому льду, как по суше ходили жители Хазарии, Болгарии, Византийской империи, дикие и домашние животные.
Снег в таком количестве укрыл своим покровом сушу и море, что нельзя было разобрать, где заканчивается суша, а где уже начинается море. Ни о каком судоходстве в эти дни и речи не было: везде был лёд.
В феврале 763 года лёд неожиданно начал колоться. Куски колотого льда представляли собой огромные горы, которые течения начали сносить к крепостям Дафнусия и Иерон. Пролив Босфор и Дарданеллы от столицы Византийской империи – города Константинополя - до Пропонтиды и Абидоса оказался забитым этим льдом. При этом льдины сбились и сцепились так крепко, что по ним можно было ходить от Европейского до Азиатского берегов пролива. Переправы с запада на восток из столицы империи в её малоазийские провинции превратились в сухопутные пути, по которым было передвигаться куда удобнее и быстрее, чем плыть на кораблях по водам Эгейского моря, не скованных льдами. В те дни всякий мог пешком переходить из Софиан в Константинополь, от Хрисополиса до святого Маманта и Галатской крепости.
Одна из этих огромных льдин наползла на акрополь Константинополя и разрушила лестницу, ведущую на акрополь. Другая льдина, которая наползала на акрополь и его стены, раскололась на три части и окружила акрополь с моря. Высота этих расколотых льдин была такова, что городские стены оказались ниже, что приводило в большое смущение и страх многих жителей столицы. Оно и понятно. В те годы то арабы подходили к столице Византии, то отряды болгар. И где гарантия, что кто-то из врагов не воспользуется причудами природы, чтобы по льду прорваться в город?
В марте из Константинополя наблюдалось по ночам множество падающих звезд, а жара наступила такая, что в считанные дни растаяли не только льдины, но пересохли все источники.
Глядя на всё это, толпы верующих заполнили церкви столицы, считая, что наступает конец света и молились о своём спасении.
(Источники: патриарх Никифор, Феофан)