Найти в Дзене

"Банши Инишерина" – когда дороги расходятся

Времена Ирландской гражданской войны. Богом забытый остров Инишерин. Ранее Патрик (Колин Фаррелл) и Колм (Брендан Глисон) были лучшими друзьями, но в один день Колм просто начинает игнорировать Патрика, не желая с ним более общаться.

Друг пытается выяснить причину. Она же есть! Нельзя просто так взять и перестать хотеть общаться, если еще вчера вечером вы вместе пили в пабе пиво.

Можно. Именно это и является одним из смыслов картины. «Ты мне больше не нравишься», - заявляет Колм и грозится отрезать себе по пальцу каждый раз, когда Патрик будет предпринимать очередную попытку с ним заговорить.

Вот так просто. Два человека с разными ценностями. Один поменялся, а другой нет. Один осознал, что жизнь коротка и он не желает тратить свое ограниченное время на пустую болтовню, ведь лучше он сочинит мелодию на скрипке. Второму не понять, почему тот вообще задумался над этим, ведь главное – дружба и теплое общение, тем более на острове, где каждый следующий день до боли похож на предыдущий.

Каждый за свою правду. Так случается в жизни, когда нет никаких причин, которыми социум привык оправдывать нежелание с кем-либо общаться. Просто расходятся дороги. Да, вот так, после одной ночи. Конечно, скорее всего Колм задумывался над смыслом своей жизни уже ранее, но апогей этого произошел в какой-то определенный момент. Мы не знаем в какой. Какое слово Патрика, жест или поступок в последний день их дружбы стали той самой «последней каплей». И это не так важно знать зрителю, ведь, как мне кажется, режиссер Мартин Макдонах (автор запомнившегося многим «Три Билборда на границе Эббинга, Миссури», а также «Залечь на дно в Брюгге») хотел погрузить нас в состояние недоумения, как Патрика, чтобы по итогу мы просто ПРИНЯЛИ произошедшее. Без поиска глубинных причин. Это так тонко, а с другой стороны, так реалистично, что несмотря на некоторый сюр ситуации, ты невольно прокручиваешь в голове список друзей, пытаясь примерить ситуацию на себя.

-2

И, конечно, Колму нелегко дается расставание с другом. Ведь даже если бросают не тебя, а выступаешь разрывом некогда дорогих для тебя отношений именно ты, это может быть до одури болезненно. Ты буквально отрезаешь часть себя (что метафорически показано в отрубленных пальцах Колма). Жизнь идет, все меняется, чтобы выйти на новый виток, просто необходимо избавляться от всего неактуального, трансформируя боль от этого процесса в ценный для души опыт.

Вторая сторона страдает не меньше. Нужно же в первую очередь смириться, что с тобой не хотят общаться. Здесь и гнев, и отчаяние, и самобичевание (со мной что-то не так, если он больше не хочет со мной дружить), и надежда на второй шанс, и желание тотально не оставить камня на камне от жизни другого из желания мести за причиненную боль.

Автор картины приглашает поразмыслить и над тем, что же важнее: доброта или интеллект, взаимовыручка или оставленный после себя творческий след. И как бы намекает доносящимися с материка выстрелами: каждый решает это сам для себя, но при отсутствии того же набившего оскомину принятия взглядов другого без желания его переубедить и «наставить на путь истинный» происходят конфликты, в частности, гражданские (и не только) войны.

Незримо на протяжении всего безусловно оригинального сюжета (очень надеюсь на Оскар за сценарий!) присутствует тема смерти. Она не внушает ужас, скорее заставляет грустить и, как и одиночество (прямо по И. Ялому), задумываться над тем, ради чего я в этом мире. Ну, или ради кого. Даже в названии фильма фигурирует банши – темная фея, предвещающие смерть (одна такая в фильме действительно есть, хоть и в образе человека).

-3

Да, некоторые вещи кажутся странными и преувеличенными, если переносить их на нашу жизнь, но между тем в окантовке такой мелодраматичной задумчивости над человеческой сутью они смотрятся довольно гармонично в самом фильме, особой атмосферы которому придает холодная, мрачная и своенравная северная природа Ирландии. Фильм характеризуют как черную комедию, и это объясняет странность происходящего. Но не стоит ассоциировать эти слова сразу с насмешками над смертью, насилием и прочими радостями жизни.

«Банши Инишерина» - это тонкое меланхоличное повествование о жизни, смерти, безысходности, Ирландии и двух людях, проходящих каждый по-своему внутреннюю трансформацию, приправленное классными диалогами и хорошим юмором.

Впрочем, движут ли героем Брендана Глисона экзистенциальный кризис, толкающий на чистку и без того скромного окружения, или же простые самодурство и инфантильность, решать, полагаю, как и главным героям, каждому самостоятельно.