Найти в Дзене
Александр Майсурян

Как один сибирский мужик империю уничтожил

Всё-таки Григорий Ефимович Распутин (1869—1916), чей день рождения отмечается 21 января 2019 года, вполне заслужил серьёзное отношение и оценку. Тем более, что человеком он был далеко не глупым, на голову выше всей современной ему российской «элиты», даром что писал с многочисленными ошибками (иногда думается: уж не нарочно ли, ведь при его уме выучиться грамоте ничего не стоило). Понимал, что Россия стоит на грани катастрофы, да и прямо писал об этом, сравнивая положение России с положением «греков», то есть Византийской империи накануне её падения. «А почему теперь уходят в разные вероисповедания? Потому что в храме духа нет, а буквы много — храм и пуст». Это, заметим, пишет не ярый критик режима, а близкий и доверенный друг царского семейства... А уж кто постучится в ворота такой смертельно больной державы — турки-османы, которые в своё время явились засвидетельствовать кончину «Второго Рима», или кто-то другой — не суть важно... Кто-нибудь, да непременно явится.
Понимал он и все пороки правящей аристократии, о чём тоже писал в своём своеобычном стиле: «Я бы рад не гордиться, да у меня дедушка был возле министра, таким-то родом я рождён, что они за границей жили. Ах, несчастный аристократ! Что они жили, и тебе так надо! Поэтому имения проживают, в потерю разума вдаются: не сам хочет, а потому что бабушка там живала... Всё-таки сатана умеет аристократов ловить».
Но главное недоумение, которое порождает биография Григория Ефимовича, такое: почему этот человек сыграл такую роковую роль в истории империи? Да даже и не сам этот человек, не будем приписывать Григорию Ефимовичу могущества, которым он никогда не обладал, а скорее его образ, имя, миф о нём. Монархист Василий Шульгин писал: «Распутин всех съел, всех друзей, все чувства… нет больше верноподданных… Есть скверноподданные и открытые мятежники… Последние пойдут против него, первые спрячутся… Он [царь] один… Хуже, чем один… Он с тенью Распутина… Проклятый мужик!..»

-2
-3

Григорий Распутин, епископ Гермоген и монах Илиодор. Фото Карла Буллы

-4

Как же Григорию Ефимовичу удалось такое чудо? Всё на самом деле очень просто. Ещё со времён роковой табакерки, «апоплексический удар» которой оборвал жизнь Павла Первого, правящий класс в России привык рассматривать монархию как свою послушную игрушку. «Самодержавие, ограниченное удавкой». Соответственно, всякая попытка царя завязать отношения за пределами светского и даже великосветского круга рассматривалась правящим классом как прямая угроза. За ней мгновенно вставали зловещие тени Малюты Скуратова и Басмановых, призраки опричников с мётлами и пёсьими головами у седла, и — всевозможные ужасы-ужасы-ужасы для привилегированных: гонения, опалы, казни... Которые, кстати, для них и наступили, ибо их властно потребовала сама история, но только пришли они не от царя, как во времена Ивана Грозного, а снизу, от народа. Это может показаться нелепым и странным: ну, какой из Николая II Иван Грозный? Да он даже и на императора Павла Первого-то не тянул... но, как говорится, у страха глаза велики.
Поэтому всякий раз, дружески протягивая руку простому мужику Григорию Ефимовичу, царь, как паутину, рвал нити классовой солидарности, связывавшие его с собственным классом. И, в конце концов, оборвал их все, поэтому его падению в Феврале 1917-го никто не посочувствовал, и ничего, кроме мстительного злорадства, оно у правящего класса не вызвало. А сожаление пришло позже, когда вдруг выяснилось, что вместо одного мужика-крестьянина снизу, из народной гущи и толщи явились целые толпы — и не миролюбивых странников Григориев Ефимовичей, а Емельянов Ивановичей и Степанов Тимофеевичей, и все они страстно жаждали одного — дворянской крови. Такая вышла маленькая промашка...
Вот так и получилось, что один сибирский мужик даже не своими действиями, а самим фактом своего существования и знакомства с царём и царской семьёй помог опрокинуться всему многопалубному и многомачтовому кораблю Российской империи.

Выводы? Общение с простонародной чернью смертельно опасно для жизни и здоровья Царственных Особ. Ну, или общаться тогда надо не на досуге, а по жизни, не один час, а 24 часа в сутки, не в дружбу, а в службу, по-настоящему, как это и делал царь Иван Васильевич со своими опричниками. И чтобы гонения-опалы-казни не грезились правящему классу в страшных снах и фантазиях воспалённого воображения, а присутствовали в его жизни реально, ежечасно и повсеместно. Короче говоря, чтобы спокойно общаться с чернью и при этом остаться в живых, да ещё усидеть на троне, царю Николаю надо было ни много, ни мало, как самому устроить революцию. Примерно, как советовала дражайшая супруга: «Будь Петром Великим, Иваном Грозным, императором Павлом. Раздави их всех под собой!». (Вот только она не понимала, что с опорой на правящий класс этого не сделать). На что он был, понятное дело, неспособен.
Такие-то пироги.

-5
-6

Григорий Распутин в советской карикатуре:

-7

Рисунок Юлия Ганфа. 1925 год. «Заговор императрицы... против советских театров»

-8

Рисунок Юлия Ганфа. 1928 год. «— Рой, копай до дна, — цена везде одна: 20 копеек. Полные развратные похождения Гришки Распутина...
— А у тебя, гражданин торговец, для взрослых есть что-нибудь?! Это уже мне надоело!»