Найти тему
261,2K подписчиков

«Месяц бегства из СССР»: что случилось с летчиком, который бежал из СССР, но вернулся обратно

13K прочитали

Когда советский летчик-истребитель Виктор Беленко на сверхсекретном самолете МиГ-25 и обладая не менее секретными данными просто взял и улетел в Японию, многие летчики решили последовать его примеру. Газета New York Times назвала сентябрь 1976 года «месяцем бегства из СССР».

Казалось, что в Советском Союзе это месяц национального дезертирства. Во-первых, лейтенант. Виктор Беленко из советских ВВС бежал на своем сверхзвуковом МИГ-25 в Японию и немедленно получил политическое убежище в Соединенных Штатах. Через несколько недель лейтенант Валентин Иванович Зосимов сбежал на маленьком российском самолете (Follow‐Up, on the News: The Zasimov Case. New York Times. — June 4, 1978. — P. 45.)
Источник: Русская армия. История.
Источник: Русская армия. История.

Однако у Валентина Зосимова не было секретного истребителя для подарка Западу. Улетел он на гражданском Ан-2. Да и особо секретными материалами не обладал. И приземлился он в итоге в Иране, а не в США или Японии. Причиной побега был не только успешный опыт Беленко, но и увольнение летчика из рядов Вооруженных сил СССР. Зосимов был летчиком-истребителем, только что закончил летное военное училище и после выпуска был уволен из армии став лейтенантом запаса.

Валентина перевели в гражданскую авиацию. Это очень повлияло на него. Его дед — военный артиллерист, и он был для него примером. И поэтому он хотел продолжить службу в армии. Но летать на боевых самолетах ему так и не дали. Во время полета во Львов самолет АН-2, которым управлял второй пилот, задел провода. После этого инцидента самого Зосимова понизили в должности до второго пилота.

Источник: Русская армия. История.
Источник: Русская армия. История.

В сентябре 1976 года он, выполняя полет по маршруту Забрат - Аджикабул - Пушкино - Пришиб - Ленкорань, долетев до Пушкино и высадив всех пассажиров, свернул в сторону Ирана. После посадки на кукурузном поле он ждал пограничников. И как только они появились стал просить политического убежища. Только тут возникла проблема: Иран заключил торговые отношения с СССР и не хотел их портить. Кроме того СССР стал оказывать сильное давление на Иран, с требование вернуть «дезертира» обратно домой.

Советскому союзу нужно было доказать, что любой дезертир не избежит наказания, и что СССР сумеет предотвратить дальнейшие побеги.

Иранский шах приказал вернуть лейтенанта в Советский Союз. Последовали международные протесты. Противники, в том числе лейтенант, утверждали, что летчик был политическим беженцем, которому на родине грозила казнь или длительное заключение. Шах, недавно заключивший торговое соглашение с русскими, был непоколебим. Лейтенант Засимов был отправлен еще в ноябре 1976 года.(Follow‐Up, on the News: The Zasimov Case. New York Times. — June 4, 1978. — P. 45.)

Летчика вернули в СССР. Шах Мохаммед Реза Пехлеви пошел на уступки советской власти. Валентина Зосимова судили за угон самолета. Его привезли в Баку в Верховный суд Азербайджанской СССР, который находился в Доме Культуры имени Дзержинского. Он получил 12 лет лишения свободы и был направлен в лагерь "Пермь-36".

Старший лейтенант Зосимов воспользовался для преодоления границы бипланом устаревшей конструкции. Он не совершил насилия, не рисковал ничьей жизнью, кроме своей, и поэтому его действия не могут быть квалифицированы как воздушное пиратство. Он не разбил самолета, который может быть возвращён законному владельцу. (Андрей Сахаров вместе с четырьмя членами Хельсинкской группы "В защиту Зосимова". Хроника текущих событий. — 8.10.1976)

Он освободился 23 октября 1985 года. Через десять лет после заключения под стражу. Устроился на работу слесарем газового оборудования в Баку. Затем переехал в Москву, где работал в котельной. Самое неприятное для Валентина было то, что он вышел в совершенно другую страну, ведь началась перестройка. Теперь почти каждый желающий мог отправиться из страны и не стать предателем.

Фотографии из открытых источников Яндекс и являются собственностью авторов.