Здравствуйте, друзья!
В этом учебном году в рамках подготовки к итоговому собеседованию мы успели обсудить несколько важных вопросов.
Когда состоится итоговое собеседование для 9-классников выпуска 2023 года? Какие задания включены в устный экзамен по русскому языку? По каким критериям будет оцениваться работа? О каких правах и обязанностях нужно помнить экзаменуемому и организаторам?
Научились строить монологи:
Сегодня мы начинаем практические занятия.
Задание 1
Выразительно прочитайте вслух текст о путешественнике Никола́е Никола́евиче Миклу́хо-Макла́е (1846–1888).
Чтение текста
На подготовку к чтению текста вы получите 2 минуты. Прочитайте текст вдумчиво, уделив внимание каждому слову. Обратите внимание на слова, вызывающие трудности в произношении, прочтите их несколько раз, поставьте ударение. Отдельно остановитесь на именах собственных и числительных.
Напомню, что при склонении составных количественных числительных меняется каждое слово: более ста шестидесяти научных трудов. При склонении составных порядковых числительных меняется только последнее слово: в одна тысяча восемьсот пятидесятых - одна тысяча восемьсот шестидесятых годах.
Первый критерий, по которому оценивается чтение текста, - это соответствие пунктуационному оформлению. Поэтому, читая текст, обращайте внимание на знаки препинания.
Если вы видите в предложении запятую, нужно сделать небольшую паузу. Точка говорит о чуть большей паузе, примерно 2 секунды. Наличие в предложении вводных конструкций предполагает их убыстренное чтение. Обращение также нужно выделить особой, звательной, интонацией. Не забывайте о вопросительных и восклицательных знаках препинания в конце предложения.
Рассмотрим некоторые предложения из нашего текста.
1. Неутомимый путешественник, исследователь «диких» народов Николай Николаевич Миклухо-Маклай прошёл короткий, но яркий жизненный путь.
Это предложение с однородными членами. Помним о том, что в устной речи сочинительная связь между однородными членами выражается перечислительной интонацией. Интонационного выделения требует имя собственное. Давайте расставим в предложении паузы (ПЗ).
Неутомимый путешественник (ПЗ), исследователь «диких» народов (ПЗ) Николай Николаевич Миклухо-Маклай (ПЗ) прошёл короткий (ПЗ), но яркий жизненный путь.
2. Изучая жизнь островитян, близко узнав многих из них, учёный всё больше убеждался в способностях этих «первобытных» людей к умственному развитию.
Это предложение с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
У обособленных членов предложения особая интонация.
Изучая жизнь островитян (повышение голоса, ПЗ), близко узнав многих из них (повышение голоса, ПЗ), учёный всё больше убеждался...
3. Миклухо-Маклай восхищался мастерством папуасов: их постройки, пиро́ги, утварь и оружие были сделаны каменным топором и осколками кремня и раковин.
Это бессоюзное сложное предложение с двоеточием, оно отличается предупредительной интонацией. Предупредительная интонация имеет значение последующего раскрытия содержания, пояснения, изъяснения или причинно-следственных отношений.
Второй критерий, по которому оценивается чтение текста, - это соответствие темпа коммуникативной задаче. Текст нужно читать уверенно, неторопливо, четко произнося каждое слово.
Пересказ текста с включением приведённого высказывания
На подготовку к пересказу текста у вас всего 2 минуты. Сложность этого задания в том, что в исходный текст при пересказе нужно уместно, логично вставить предложенную цитату.
Не забудьте, что при пересказе напечатанный текст у вас заберут, поэтому, готовясь к этой части экзамена, делайте записи в поле для заметок. Важно при пересказе сохранить все микротемы, поэтому целесообразно записать 2-3 слова, с которых начинается каждый абзац. Не менее важным критерием является соблюдение фактологической точности. Обязательно выпишите все имена собственные и числительные.
О том, как включить цитату в пересказ, читайте в статье
Друзья мои! До экзамена остаётся совсем немного времени.
Предлагаю вам познакомиться с методическими рекомендациями по подготовке к итоговому собеседованию на каналах моих коллег: