В квартире, которую мы снимали в Париже, обнаружился электрический чайник известной фирмы Bodum (это компания, в свое время создавшая один из самых лучших в мире френч-пресс). Производителем этот чайник позиционируется как энергосберегающий, и на нем есть наклейка, рассказывающая о том, как именно чайник помогает экономить. Так вот, основной инструмент повышения эффективности – размер. Рассчитан чайник всего на 600 миллилитров, и на прозрачной мерной шкале отмечены объемы одной, двух, трех и четырех чашек. Такое ощущение, что фирма провела большое исследование на тему того, как люди вообще используют электрический чайник. Сколько кипятят воды, сколько реально потом используют, каков средний размер семьи. Взяли продукт и оптимизировали всё, что можно, причем не только энергоэффективность, но и физические затраты пользователя. Из чайника легко наливать воду, так как он весьма компактен, он экономит место на столе, так как он высокий, а не широкий, а еще он приспособлен для использования одной рукой: крышка легко открывается кнопкой, легко закрывается, все элементы управления находятся под большим пальцем.
Вдруг вспомнилось, что когда мы проектировали первый прототип Caramba Switcher, нашей ключевой концепцией, которая влияла буквально на все, была концепция экономии. Автопереключение, удобно расположенная клавиша для ручной смены раскладки, минимальное число настроек, автоматическое переключение паролей в английскую раскладку клавиатуры и так далее – всё это экономит время, внимание и даже физические усилия пользователя. Взять к примеру наше переключение раскладки последнего слова по двойному нажатию Shift. Обычно хоткей – это всегда комбинация двух разных клавиш, что требует задействования двух пальцев или даже двух рук, а еще головы – так как нужно запомнить расположение этих самых клавиш. Любая комбинация клавиш будет так или иначе кому-то неудобна. В противовес этому, двойное нажатие шифта можно осуществить одним пальцем. Так как клавиша там только одна, и ее расположение всем известно, то когнитивных усилий требуется минимум – к такому хоткею просто привыкнуть. А самое главное то, что на такое действие требуется очень мало времени, меньше секунды.
Хотя в моменте подобная экономия кажется незначительной, но упрощение действий, совершаемых по сотне раз в день и повторяемых 365 дней в году освобождает удивительно большое количество времени – часы и даже дни. Внимательные люди как-то чувствуют такие почти незаметные вещи, и им инстинктивно нравится использовать то, что избавляет мозг и тело от лишних бессмысленных действий. Экономия – важный элемент для построения хороших продуктов.
Поделитесь, пожалуйста, здесь своими находками и наблюдениями!