Многие сталкивались с ситуацией, когда звонит менеджер банка, предлагает взят кредит, обещает золотые горы под смешные проценты… А когда вы приходите вам отказывают в кредитовании. Кажется, что это нелогично, правда? Тем не менее, логика есть, просто нам, потребителям, она иногда не близка, а иногда не видна.
Немного статистики
Опрос среди посетителей портала «Банки Сегодня» некоторое врем назад показал, что, если учесть ответы только тех, кто планировал взять кредит в текущем году, то картина будет такой:
- 21,4% получили кредит в банке не с первой попытки.
- 19,1% смогли взять кредит только в микрофинансовой организации (там кредиты небольшие и под конские проценты).
- 44% заявителей получили отказы повсюду, и в принципе не смогли получить деньги.
Раньше такого количества отказов не наблюдалось. Вот причины, по которым количество отказов растет, а банки все звонят и звонят доверчивым гражданам, предлагая кредиты…
Меняется качество потока заявок на кредиты 💸
В маркетинге это называется «квалификация лида» то есть определение качества тех клиентов, которые приходят с заявками на услуги.
По мнению банкиров, наиболее платежеспособные и консервативные заемщики в ситуации, которая сложилась сегодня, не подают заявки на кредиты, откладывая кредитование до лучших времен.
А менее осторожные граждане по прежнему охотно обращаются за кредитами — но риск невозврата при этом намного выше. Банкам это невыгодно. Поэтому они отказывают в кредитовании.
Рискованные сферы деятельности заемщиков 💸
Просрочка в потребительском кредитовании бьет все антирекорда — 9 месяцев 2024 года она достигла исторического максимума и перевалила за 1,4 триллион (!)рублей. Поэтому к тем, кто обращается за кредитом, требования возрастают — банки стремятся подстелить себе соломки.
Даже дисциплинированному плательщику с хорошей историей могут отказать из-за рискованной сферы деятельности. Например, из-за работы в иностранной компании, которая теоретически может и уйти с нашего рынка. А это — потеря работы для многих людей, а с ней и потеря платежеспособности.
Рискованной сегодня считается и торговля с недружественными странами, и людям из этого сектора банки тоже стараются кредитов не выдавать.
Заодно по старой панде.мийной памяти рискованной сферой деятельности считается туризм.
У банков становится меньше денег 💸
С доходами у большинства банков все неплохо. Но вот волнующиеся граждане стали больше денег хранить дома наличными — и это сказалось на количестве средств у банков, из которых в том числе выдаются кредиты.
По данным РБК на основе статистики Центробанка, за январь–июнь 2024 года объём наличных на руках у россиян сократился на 570,3 млрд рублей. Но банкам этого мало при нынешней ключевой ставке!
Недостаточно денег в обороте — меньше и возможности кредитования населения.
Человеческий фактор 💸
Сужу в этом случае по своему опыту. Мне довольно часто звонят из Московского кредитного банка с предложением кредитов, и изредка из Газпромбанка. Причем, менеджеры разливаются соловьем о том, какие у них прекрасные условия, как они уже практически оформили мне кредит, нужно только прийти, взять, и начать срочно радоваться жизни…
Но я уже знаю, что эти банки в принципе не работают с самозанятыми. О чем им и говорю, и прошу пометить в своих базах, что я — самозанятая. Они прощаются, но вот здесь и вступает в действие человеческий фактор — небрежные менеджеры ничего нигде не отмечают, поэтому через некоторое время мне звонят вновь.
И это, конечно, вопрос к банкам — как они подбирают, мотивируют и контролируют персонал. И какие задачи ставят сотрудникам — вот не знаю, может, от количества звонков зависит их заработок, а кому звонить в принципе и неважно?
Вот всем этим вместе взятым и объясняются и звонки из банков, и количество отказов, в том числе после приглашения людей в банки за уже «почти одобренными» кредитами. Время такое — лучше переждать.
Еще полезное о банках и кредитах 👇
✅ Подписывайтесь на мой канал здесь, читайте и комментируйте — буду рада вас видеть в следующих публикациях!