Прошлый раз, когда я рассказывала о самых скандальных куклах, многие недоумевали, откуда же так много негатива к "волосатому" Кену. Когда же я запостила "метросексуала" от Integrity toys, то поклонников стереотипа "мужчина должен быть чуть красивей обезьяны" нашлось еще больше.
Честно признаюсь, если отвлечься от любой толерантности и относиться к этому как к скульптуре, которую я бы поселила или нет, то мне тоже не нравятся губы у большинства парней интегрити, но даже в случае с куклой это мелочь, на которую я готова закрыть глаза. А если бы это был живой человек?
Но может мне тоже просто не привычно, потому что в нашей местности у большинства мужчин (и женщин тоже, но они красятся и качают силикон) губы таки не пухлые. Как и у старых кенов.
Даже в литературе прошлых веков словосочетание "пухленькие губки" могло использоваться для описания какого-нибудь жеманного злодея. У "настоящего" же мужика по нашим стереотипам должна быть массивная челюсть и сурово поджатые губы. Вот такие дела. Не только в наше время "губки пю" это смешно, хотя только в наше время это может быть сделано специально (у людей, не у кукол). Хотя у потомков бразильцев иди африканцев это скорее вариант нормы.
Так вот, зачем нужно было такое длинное вступление? Затем, чтобы отделить зерна от плевел и подумать в чем разница межу "нормой" и "пропагандой" и сравнить длинные волосы и накрашенные губы у мужчин с настоящими провалами в попытках угодить требовательной аудитории.
Опередили время
Первая Барби на инвалидной коляске вышла в начале девяностых, это была «Улыбчивая и неунывающая Бекки».
Не знаю, что сказали на это родители обычных детей, но оказалось что «Дом мечты» Барби по программе "доступная среда" точно не проходил — там не было пандусов, а в лифт кресло не помещалось. Кроме того, часто поступали жалобы, что во время игры слишком длинные волосы путаются в колесах и в серийном варианте их укоротили. Наверное именно поэтому новые выпуски барби-инвалидов продаются с пандусами в коробке, а пластиковые колеса стали больше и крепятся на ось под креслом.
Хотя у нас этих кукол чаще всего покупают как раз из-за подвижного тела, а кресло оказывается не нужно после "чудесного исцеления".
Черный снаружи, белый внутри
Именно этот сомнительный слоган популярного печенья Oreo c которым Mattel начал сотрудничать в 1997 году стал причиной скандала вокруг новой линейки кукол. Дело в том, что из-за этого слогана "негров пытающихся вести себя как белые" пренебрежительно называли Орео. Так что выпуск чернокожей куклы вызвал резко негативную реакцию сообщества Black America и ее не только сняли с производства, но и изъяли из продажи, так что теперь этот скинтон редкий. В блоге афроамериканки, в которой я обнаружила эту историю (она была удивлена, что всего то каких-то двадцать лет назад "такая большая компания допустила такой большой расовый промах") также было высказано недоумение, что никто не обиделся на вышедшую чуть позже в содружестве с другой фирмой, Ritz, Cracker Barbie и она не вызвала никакого скандала. «Наверное потому что она была выпущена только в белокожем виде» — поясняет этот момент автор — «наверное никто не подумал, что белый может быть крекером а ведь это тоже ругательство*». Нет, детка, это потому что нет организаций "защита белокожих", да и попыток объединения людей по принципу "белокожих" нет, вот и скандала нет.
(*нет, я не знаю почему).
Трудности взросления
Впрочем, описанных выше историй могло бы и не случиться. Компания Mattel была на грани банкротства из-за выпуска в 1975 году куклы подростка с... растущей грудью! Внутри мягкого резинового торса спрятан механизм, который, если покрутить ручку, выдвигает грудь вперед. Процесс обратимый.
Кроме груди, как мне подсказали, увеличивался и рост самой куклы.
Идею не поняли, родители учинили скандал, а Маттел выжила и встала на путь современного образа Барби — феминистки, спортсменки и комсомолки карьеристки.
Так что вот. По-моему толерантность, это когда всем все равно на твою длину волос, цвет кожи, пухлость губ, ориентацию и внешний вид. Никто не оскорбляет и не оскорбляется при их виде. И это хорошо. А плохо — это когда негде проехать инвалидной коляске и фильмы про умных элегантных психопатов, после которых становится можно бравировать своими психологическими отклонениями на людях. И если с шириной лестниц в хрущевках мы сделать ничего не можем, так может хотя бы не будем учить детей оценивать кого-то по придуманным различиям?