Это может показаться удивительным, но Пётр I мосты не любил. И их строительство не поощрял. Он видел строившийся Петербург по-другому, хотел, чтобы жители новой столицы передвигались в основном на водном транспорте, а мосты использовали лишь в крайнем случае. Поэтому и появился первый мост через Неву только при Екатерине I, в 1727 году. Сегодня он, конечно, не сохранился, но память о том, с чего начинался «город мостов», должна остаться. О нем мы сегодня и поговорим.
Мост этот был плашкоутным, то есть наплавным. Особенность его конструкции заключалась в плавучих опорах-понтонах. Обычно такие переправы были временными и использовались во время ремонта «настоящих» мостов или во время военных действий. В Петербурге же в этого моста началась большая история.
Проходил мост от Исаакиевского собора к дворцу Меншикова. Его проектом, как и всей дальнейшей постройкой, занимался корабельный мастер Пальчиков. Торжественное освещение первого моста через Неву прошло 26 июля 1727 года.
Почему мост не появился раньше? Дело не только в прихотях Петра I, построить постоянный мост через широкую Неву тогда было технически почти невозможно. А вот такой плашкоутный мост, состоящий из соединенных барок и деревянного покрытия, подходил идеально. В воде он удерживался благодаря вбитым возле берега сваям и корабельным якорям. И даже в нем два пролета были разводными - специально для прохода крупных судов.
Сохранилась история, которая якобы рассказывает, как же появилась вообще эта идея.
Весной 1727 года императрица Екатерина I собралась к Меншикову в его дворец на Васильевском острове. На переправе ей подали лодку, но при попытке государыни в нее сесть судно накренилось, и весь низ государева платья оказался измочен. Не успев опомниться, императрица вновь оказалась накрыта водой и теперь уже промокла полностью. Тогда-то Екатерина и приказала собрать все лодки и выставить их от одного берега до другого. На лодки сверху заботливые приближенные положили доски, чтоб конструкция больше напоминала мост и по ней действительно можно было перейти на противоположный берег. Если верить этой легенде, именно так и появились знаменитые петербургские наплавные мосты.
Этот наплавной мост простоял всего одно лето. Затем его разобрали, а вскоре к власти пришел Пётр II, и весь царский двор перебрался в Москву, так что в Петербурге речные переправы вообще никого не интересовали. Говорили, что Меншиков, попавший в опалу, наоборот запрещал строить любые мосты, так как боялся, что с их помощью будет проще вывозить конфискованное у него имущество.
И только в 1732 году, уже при императрице Анне Иоанновне, мост вновь был наведен и даже получил имя, Исаакиевский. Все конструкции, которые использовались для первого моста, на тот момент уже были утрачены, так что пришлось в спешке собирать по всему городу разнокалиберные плавсредства и использовать их вместо стандартных барок. В следующем году шторм разметал его по частям, некоторые барки затонули.
Третий Исаакиевский мост в 1733 году строили "листовых судов" мастер Соловьёв и "лекарский помощник" Стеклов. Для него изготовили новые особо прочные барки-плашкоуты. С той поры Исаакиевский мост наводился каждую весну, осенью его убирали.
На постройку Исаакиевского моста было отпущено: "барок ис покупных в Ладоге дватцать девять, барочных досок разных мер три тысячи сто семдесят семь, кокор тритцать пять, брёвен длиною трёх сажень двести девятнатцат, четырёх сажень семьсот семьдесят девят".
Движение по Исаакиескому мосту было платным. С карет и колясок парами взималась плата в 5 копеек, с одноколок и экипажей в одну лошадь - 3 копейки, с воза - 2 копейки, "с кучеров и лакеев, как и с пеших по 1 копейке; с 10 мелких скотин по 2 копейки". За проход каждого судна брали по 1 рублю. Правом бесплатного проезда пользовались дворцовые кареты, дворцовые курьеры, пожарные и воинские части. На собранные таким образом "мостовые" деньги в Петербурге был построен Никольский собор. В 1754 году в день рождения престолонаследника великого князя Павла Петровича плата за проезд по Исаакиевскому мосту была отменена.
С 1779 года переправу через Неву возводили и зимой после ледостава. Для провода барок к месту строительства во льду приходилось прорубать каналы.
Развод Исаакиевского моста ежедневно контролировал дежурный офицер Адмиралтейской коллегии, являвшийся одновременно и начальником караула. Иногда во время разводов моста случались чрезвычайные происшествия. 4 октября 1809 года два морских офицера Хвостов и Давыдов решили не ждать окончания прохода барж по Неве и решили перейти по разведённой переправе. С Исаакиевского моста им удалось перепрыгнуть на баржу, но при попытке взобраться на другую сторону моста они сорвались и утонули.
Каменные устои Исаакиевского моста были сооружены в 1819-1821 годах под руководством инженеров Бетанкура и Треттера.
С 1856 года он стоял чуть западнее современного Дворцового моста.
В апреле 1879 году на нём установили несколько экспериментальных электрических фонарей, спроектированных Яблочковым.
До сих пор на Адмиралтейской и Университетской набережных можно увидеть лестничные гранитные устои, между которыми устанавливался Исаакиевский наплавной мост.
К тому времени в Петербурге действовали еще несколько плашкоутных мостов, в том числе Троицкий, Воскресенский, Тучков. Начали строить постоянный Дворцовый мост. При этом Исаакиевский мост вернулся на место своего "рождения".
Судьба Исаакиевского моста оказалась драматичной. 11 июня 1916 года от искр проходящего мимо парохода загорелся бак с керосином, что послужило причиной крупного пожара. Ветер быстро перекинул огонь на весь Исаакиевский мост, который таким образом был практически полностью уничтожен. В огне лопнули ужерживающие барки тросы, из-за чего горящие конструкции по течению доплывали до Благовещенского моста и тлели у его устоев.