Знаменитый немецкий дизайнер Эрнст Май приехал в СССР в 1930 году строить инновационные города. По его плану стоимость 1 кв. м в них было около 1000 руб. Нищий СССР мог выделить только 100 руб. за метр. В итоге, исходя из такой суммы, немцы решили строить бараки в советских городах возле заводов.
- советский автобус ЗИС-154 выпускался с 1946 года по лицензии General Motors на автобус ТДХ-3610. Также по лицензии этой фирмы в СССР выпускались троллейбус МТБ-82Д и трамвай МТВ-82.
- прототипом трехцветного фонаря советской армии послужил немецкий аналог Даймон-2213 образца 1939 г.
- Советский бинокль Б8х30, выпускавшийся в СССР с 1947 г., был копией немецкого бинокля Karl Zeiss Jena Deltrentis 8x30 образца 1920 г.
- пылесос Lewyt-40 выпускается в СССР с 1954 года как "Москва"
- Шведский фотоаппарат Hasselblad 1600F образца 1948 года выпускался в СССР с 1957 года под маркой "Салют"
- немецкий ТРД Jumo-004 истребителя Ме.262 послужил базой для авиадвигателей НК-12 и НК-12МП стратегического бомбардировщика Ту-95, а также Ту-142, Ту-95МС и Ан -22
- танковый призматический перископический прибор кругового обзора МК-4 скопирован с английского оригинала 1943 года (прим.75*)
- советские танковые прицелы ТШ-15 и ТШ-16 являются точными копиями немецких танковых прицелов времен Второй мировой войны TZF-12a (прим. 39*)
- в 1934 г. подготовлена техническая документация на крейсер типа "Раймондо Монтекукколи", ставший прообразом крейсеров типа "Киров" в СССР, а также комплект механизмов и технической документации на легкий крейсер типа "Эухенио ди Савойя". закупленный у итальянской фирмы «Ансальдо» (прим. 70*), эсминец типа «Мистраль» той же фирмы в 1933 г. стал прототипом советских эсминцев проекта «7-я серия». Произведено 53 шт. (прим.13*)
- закуплена лицензия у фирмы "Одеро-Терни-Орландо" (Италия) на лидер "Ташкент", который в 1938-40 годах стал базой для советских эсминцев проектов "20", "35", "48" ( Примечание 19* и 52*)
- с 1932 г. по лицензии итальянской фирмы "Silurificio Italiano" (Фиуме) в СССР производились авиационные 18-дюймовые торпеды 45-36АН и 45-36АВА (прим. 51* и 59*)
- с 1937 г. закупленная в Италии торпеда "тип 53-38" воспроизводилась для установки на советские торпедные катера, взамен отечественных "тип 53-27к", снятых с производства из-за многочисленных дефектов (прим.3*)
- первый советский карбюратор ЛКЗ-23 - копия иностранного карбюратора "Солекс" (прим.71*)
- лицензия на чешскую пушку "Шкода" С-5 была приобретена СССР в марте 1935 г. (прим. 65*)
- 210-мм пушка Бр-17 и 305-мм гаубица Бр-18 обр. 1939 г. изготавливались по лицензии чешской фирмы "Шкода", а снаряды для Бр-18 остались исключительно чешского производства (прим.54*)
- трактор СТЗ 1530 - копия американского "Маккормик Диринг" образца 1927 г. (Прим. 73*)
- трактор "Большевик" - копия английского трактора "Хоулт" (прим.61*)
- с 1924 г. ХТЗ выпускал для Красной Армии гусеничный трактор "Коммунар" - упрощенную копию немецкого трактора Hanomag WD-50 и его вариант - "Коминтерн" (прим. 64* и 61*)
- модель «Шестьдесят» трактора «Гусеница» с 1930 по 1937 год выпускалась в СССР как трактор С-60 «Сталинец-60» (Прим. 56* и 61*)
- легковой автомобиль "Москвич"-401 - послевоенная копия немецкого "Opel Kadett K38 Saloon" образца 1938 г. (Прим. 63*)
- американская амфибия "Форд-ГПА" была скопирована СССР в 1943 г., а американский плавучий грузовик GMC DUKW 353 скопирован в конце ВОВ (прим.61*)
- советский автомобиль ГАЗ-М1 ("эмка") - копия американского "Форда" V8-40 образца 1933 г. (прим. 61*)
- советский двигатель ГАЗ-11 - копия американского двигателя "Додж" Д-5 "Экспорт" (прим.60*)
- первые серийные советские фотоаппараты "ФЭД" появились в 1934 году и были точной копией немецкого фотоаппарата "Лейка II" (прим.58*)
- правительственный ЗиС-110 - копия любимой Сталиным крупной модели 1942 года американского "Паккарда" (прим. 69*)
- ГАЗ-13 "Чайка" - практически полная копия американского Packard Caribbean/Patrician с советским двигателем V8 5,5 л мощностью 195 л.с. под капотом.
- американский грузовик ГМС-803 стал советским ЯГ-7 на Ярославском автомобильном заводе (прим.49*)
- автобус ЛАЗ-695 скопирован в 1956 году с западногерманского автобуса "Мангус" (прим.44*)
- конструкция и компоновка агрегатов легкового автомобиля ЗАЗ-966 Запорожец скопированы с западногерманского НСУ "Принц"
- Электрогенератор "Сименс" без лицензии изготовлен на заводе. Лепсе (Прим. 51*)
- в СССР скопирована импортная (от кого? - ред.) авиационная дымовая машина Д-200 для установки дымовых завес (Прим.51*)
- немецкий авиационный прицел "Герц" скопирован в 1932 г. и выпускался в СССР под обозначением ОПБ-1, а прицел "Герц-Бойков" - как ОПБ-2 (прим.51*)
- Советский военный катер "тип КМ" - копия цельнометаллического катера немецкой полиции, чертежи которого поступили в СССР в 1930 г. с одной из верфей Гамбургской верфи (прим. 47*)
- танкетка Т-27 - лицензионная английская "Карден-Лойд" Мк6
- английский танк «Виккерс-шеститонка» был принят на вооружение Красной Армии в 1931 году под обозначением Т-26 (прим. 45* и 1*)
- немецкая "В" выпускалась в СССР с 1945 г. как советская "10х" (прим.43*)
- с 1937 года в СССР выпускались 45-мм автоматические зенитные автоматы 49-К (ЗИК-45) и 61-К (ЗИК-37), которые были созданы по образцу шведской зенитки L60 "Бофорс" (прим. 42*)
- «75-мм зенитная пушка образца 1931 года» производилась в СССР по лицензии немецкой фирмы «Рейнметалл». После изменения калибра с 75 мм на 85 мм это орудие стало называться «85-мм зенитным орудием образца 1937 года» (Прим. 1*).
- немецкая фирма «Рейнметалл» в 1930 г. оказала техническую помощь в организации производства в СССР: 7,62-см зенитной пушки, 15,2-см миномета, 3,7-см противотанковой пушки (советское обозначение «37-мм. Противотанковая пушка образца 1930 г.» , выпускалась до 1942 г. и в модернизированном варианте «45-мм противотанковая пушка образца 1937 г.») калибра 20 мм. зенитка выпускалась в СССР по лицензии немецкой фирмы "Рейнметалл" под наименованием "20-мм. автоматическая зенитно-противотанковая пушка образца 1930 г.", 15,2-см гаубица (производилась в СССР под обозначение «152-мм миномет обр. 1931 г., 3,7-см автоматическая зенитная пушка «61-К», на базе немецкой пушки 3,7-см Flak 18 (Прим. 6*)
- ЗИС-151 - внешне доработанная копия "Студебеккер УС-6"
- 24.12.30 г. два образца танка Кристи были легально, с разрешения Госдепа США, проданы советскому "Амторгу" и вывезены в СССР (прим.74*). За последнюю модель танка Кристи ("летающий танк" М.1932 - Прим. 74*) СССР заплатил автору 20 тыс. руб. долларов и нелегально, в обход запрета США на экспорт, отправил его вместе с чертежами в СССР, где он получил обозначение БТ-32 и танки БТ-2 (Прим.76*), БТ-5, БТ-7 (Прим.41 *, 74* и 1*)
- БТР-40 - советская копия американского бронеавтомобиля "Scout Car" M3A1 (Примечание 40*)
- в 1933-34 годах советские моторостроители ХТЗ в Германии выбрали двигатель "БМВ" мощностью 500 л.с., который затем производился по лицензии в СССР как двигатель М-17т для установки на танки Т-28 (Прим.38 *)
- Французский авиационный карбюратор "Зенит" 60DCJ выпускался в СССР как К-17 (прим.37*)
- Финский судовой двигатель "Зульцер" на 800 л.с. производился без лицензии в СССР (прим.35*)
- все советские довоенные мотоциклы были копиями зарубежных аналогов: советский мотоцикл первой серии Л-300 (он же ИЖ-7) - копия немецкого DKW Luxus-300, тяжелый мотоцикл с коляской ПМЗ-А-750 - Американский Harley-Davidson двигатель и шасси BMW, мотоцикл М-72 (производство началось в начале Великой Отечественной войны) - точная копия немецкого BMW-R75 (Примечание 36* и 20*), тяжелый мотоцикл ТИЗ-АМ600 - другой вариант Harley Davidson
- двигатель советского мотоцикла Л-300 скопирован с английского (Прим.51*)
- лицензионный "Фиат" был двигателем советского автомобиля АМО (прим. 26*)
- советский автомобиль АМО-2 собран из готовых агрегатов американской Autocar Dispatch SA, АМО-3 (он же ЗИС-5) - тот же АМО-2, но собран только из отечественных деталей (Прим.31*)
- Пистолет ТТ (Тульский Токарев) - не самая удачная реплика американского Кольта М1911
- пистолет Макарова (ПМ) создан на базе пистолета Вальтера - ПП (Pistole Polizei) (Прим.12*)
- первые советские противотанковые ружья появились в битве под Москвой и были копиями немецких противотанковых ружей образца 1939 года (прим.18*)
- визор Д-3 - точная копия немецкого аналога фирмы "Цейсс", выпускавшийся с 1927 г. на первых отечественных заводах по выпуску качественной оптики, что стало результатом подписания договора о дружбе и сотрудничество СССР и Германии в апреле 1926 г. (прим. 27*)
- в 20-х годах 20 века на Подольском патронном заводе было налажено производство точной копии немецкого патрона Маузера 7,63х25 мм (прим. 48*)
- впервые с воровством пришлось столкнуться, когда в 1919 году будущему известному авиаконструктору Ильюшину было приказано перевезти ранее сбитый самолет Авро-504 с двигателем "Рено" французского производства в Москву, где с него сняли чертежи и началось серийное производство под названием У-1 (Примечания 2* и 28*)
- советский самолет КР-1 (первый морской разведчик) - немецкий самолет HD.55, экспортированный в СССР (Примечания 55* и 66*)
- Немецкий самолет "Шторх" в 1940 г. в СССР стал ОКА-38 "Аист" ШС (штабной самолет) (прим. 46*, 50*, 53*)
- истребитель ЛаГГ-3 фактически являлся пониженной советской копией "Мессершмитта" Bf-109, изготовленного ОКБ Лавочкина в конце 1939 - начале 1940 г. (прим. 30*)
- Junkers W33 в СССР, т.к. ПС-4 выпускался в Иркутске (прим.72*)
- самолет ПС-84 (он же Ли-2) - лицензионная версия американского транспортного самолета Douglas DC-3-186 ("Дакота") (Примечание 1*, 29*,32*,77*)
- многоцелевой военный самолет Р-1, скопированный в 1923 г. без лицензии, английский самолет "Хевиленд" DH-9A (прим. 17* и 4*)
- советский истребитель И-7 с 1939 г. выпускался по лицензии фирмы "Хейнкель" для немецкого самолета HD.37 (Прим. 55* и 67*)
- лицензия на французские истребители "Coudron" С-690 и С-713 была куплена СССР в 1937 г. (прим. 24*)
- советский самолет ПС-43 (военный вариант - БШ-1) - это лицензионный В-11Г "Волти" производства США
- летающая лодка "Савой - 62бис" выпускалась по лицензии в СССР с 1932 г. под обозначением МБР-4 (прим. 14*, 11*, 66*)
- в США приобретена лицензия на самолет-амфибию Sikorsky S-43a
- в 1936 г. СССР приобрел лицензию США на производство летающей лодки "Мартин" 156 (прим.51*)
- гидросамолет PBY-1 "Каталина" американской фирмы "Консолидейтед" выпускался по лицензии в СССР до конца 1940 г., как ГТС для ВВС ВМФ и как МР-7 для гражданской авиации (Прим. 37*, 5* , 68*, 77*)
- ГПД-6 - основной советский десантный парашют в начале войны, представлял собой лицензионный американский "Ирвин", изначально предназначенный для летного экипажа (Прим. 29* и 34*)
- Прототипом отечественного аналога стал SCR-695 ("свой-чужой" ответчик) американского самолета В-29 (Прим.25*)
- в 1945 г. три американских В-29 "Стратофортресс" были вынуждены приземлиться в СССР, их экипажи и самолеты были интернированы, два из которых были разобраны для дальнейшего копирования и производства в СССР как бомбардировщик Ту-4, а один остались стандартными (прим. 21*,59*,62*)
- Автопилот АВП-12 производится по лицензии Sparr (США) (Примечание 16*,32*,77*)
- авиационные винты изменяемого шага "Гамильтон" выпускались в СССР по лицензии США под обозначением ВИШ-2, ВИШ-3 и ВИШ-5 (прим. 16*, 32*, 37*, 77*)
- немецкая подводная лодка "серии 7с" начала строиться в СССР с 1945 года, как лодка "проекта 613" (прим. 22*)
- ПЛ серии "М" ("Малютка") была практически идентична немецкой ПЛ серии IIIB (прим. 57*)
- ПЛ типа "Д" ("Декабрист") - упрощенный "усовершенствованный" вариант большой итальянской ПЛ типа "Балилла" (прим. 15*)
- ПЛ "тип К" ("крейсерская") строились по чертежам итальянского подводного минного заградителя "Пьетро Викка", похищенного в 1932 г. советской разведкой (прим.15*)
- ПЛ "тип С" ("средний") построена в 1932 г. по чертежам ПЛ типа "Е-1" немецкой фирмы "Дешимаг". Чертежи немецкой подводной лодки типа «1А» также использовались при строительстве ПЛ этого типа (Прим. 15*)
- авиадвигатель М-17 - производится по лицензии БМВ-6, устанавливался на самолеты Р-1, Р-5, И-7, ТБ-1, ТБ-3, Р-6, Ант-9, ТБ-5 и Танки ТБ -7, на базе этого двигателя впоследствии были созданы советские М-34, М-35, М-105 (Прим.5*, 8*, 35*)
- авиадвигатель М-105П, созданный на базе немецкого двигателя фирмы Юнкерс, выпускался по лицензии в СССР с конца 30-х годов (прим.30*)
- авиадвигатель М-100 (стоял на бомбардировщиках СБ) и его модификации М-100а, М-103, М-104, М-105, ВК-107... - по лицензии "Испано-Сюиза" Hs-12 (Франция) (Примечание 5*,8*,77*)
- авиадвигатель М-25, он же RCF-5 (стоял на И-15) - это лицензионный американский "Райт-Циклон" SGR-1820F3. Все последующие советские модификации его М-62, М-63, М-71, М-82 - чистая кража удачных изменений двигателей этого типа у американцев (Примечания 5*, 8*, 32*)
- авиадвигатель М-85 и его модификации М-86, М-87, М-88, М-88а, М-89, М-90 - лицензия "Гном-Рон Мистраль-Майор К-14" (Франция) (Прим. 5*,8*,35*)
- авиадвигатель М-4 еще при царизме, купленная лицензия "Испано-Сюиза"
- авиадвигатель М-22 - французский Бристоль "Юпитер-8" (прим.5*, 33*, 35*)
- авиадвигатель М-18 - лицензионная копия французского "Лорена-Дитриха" - авиадвигатель М-5 - копия американского двигателя "Либерти" (Прим.5*)
- французские авиадвигатели "Рено-4" и "Рено-6" выпускались в СССР по лицензии под соответствующим обозначением МВ-4 и МВ-6 (Прим.24*)
- с лета 1944 г. приборы автоматического регулирования температуры АРТ-41 скопированы с немецкого образца (прим.9*)
- по результатам изучения в 1938 г. трофейного Не-111б-1 отечественной промышленности было предписано в срочном порядке закупить немецкую фару, шлем с ларингофоном (переговорное устройство СПУ-3бис) и более легкий электрогенератор Bosch для копирования - у нас ГС-1500 (Примечание 9* и 32*)
- по концессии фирма Юнкерс выпускала цельнометаллические разведчики Ю-20 и Ю-21 для ВВС РККА до 1927 года - в СССР цельнометаллические самолеты делать не умели
- пневматические авиастартеры "Бристоль" выпускались в СССР без лицензии
- трехмоторный бомбардировщик "Юнкерс" ЮГ-1 переименован в ПС-5 (23 самолета использовались как бомбардировщик и торпедоносец)
- трансмиссия танка КВ-1 - украденная трансмиссия "Конечная передача" А-23 (США), от которой отказались американцы на танках КВ за 15-20 лет до ее внедрения (Прим.7*)
- Газ-АА и Газ-А (первый советский легковой автомобиль) - производились по лицензии США "Форд-АА" и "Форд-А" (прим. 61*). На базе «Форд-А» в СССР был создан бронеавтомобиль ФАИ. Автомобиль Газ-М1 собран из американских узлов и агрегатов. Военный вариант — бронеавтомобиль БА-20. Бронеавтомобиль БА-10 выпускался на шасси «Форд-ААА» или «Шевроле». До и во время войны вся советская бронетехника выпускалась на американских шасси.
- в конце 1942 г. базовой машиной для создания отечественная самоходка
- материал зарубежного технологического опыта от советских специалистов получил примечание "Данные настоящего доклада в печати не цитировать, отдать доклад иностранным специалистам, подписать сотрудников о соблюдении настоящих правил" (прим. 16*)
- Турбокомпрессор ТК-19 - точная копия американского аналога двигателя Райт-Циклон Р-3350 (Прим. 23*)