Найти тему
В ответе за них

Как бабушка определяла внучку на домашнее обучение

Что делать, если ребенок не справляется с учебной программой наравне со всеми? Если он не может себя сдерживать во время урока, отвлекается сам и отвлекает других учеников? 

Сонечка была очаровательной девочкой с пышными светлыми кудряшками, голубыми глазами, с чуть заметным косоглазием. Да, одну ножку она ставила на носочек, и то, что она была короче, не было заметно. Сонечка младшая и самая горячо любимая внучка моей подруги Светланы. У нее трое внучат. Один внук, самый старший, и две внучки с разницей в возрасте меньше года. Их мать, невестка подруги, забеременела сразу после родов и на свет произвела вторую дочку недоношенной. Там было столько всякой патологии, что диву даёшься, как ребенок выжил. Но, выжить-то выжил, а вот последствия получились не очень хорошие. У девочки явно были признаки ДЦП. Это только чисто визуально. А ещё и гиперактивность и сопутствующая ей неустойчивость внимания. Пока девочка была в дошкольном возрасте, подруга моя старалась преодолеть все эти трудности, много с ней занималась, благо жила ее внучка Сонечка в основном с ней. Света водила ее по врачам, к неврологу, ортопеду, кардиологу, на физпроцедуры, делала с девочкой лечебную и дыхательную гимнастики, освоила массаж.

-2

Там, вообще была ситуация интересная. Эту троицу внуков подарил ей старший сын, который жил в большом портовом черноморском городе. А Светлана с мужем в маленьком курортном городке неподалеку. Света всегда мечтала жить на море, полгода полоскаться в нем, любоваться закатами, слушать прибой.

Сбылась мечта моей подруги!
Сбылась мечта моей подруги!

Здоровье у нее было подорвано Севером. Вторая группа инвалидности говорит сама за себя.

Сын продал свою квартиру с тем, чтобы поселиться поближе к родителям. Купил он половину коттеджа без земельного участка в ее городке. Детей определили в школу и садик рядом с квартирой бабушки и дедушки. Мать ребятишек долгое время не работала, оправлялась от трудных родов. Сын содержал семью один, хватался за все, что можно. Он с товарищем ставил пластиковые окна, делал евроремонт по договору. Работал, как проклятый, с утра до вечера. Его теща сдала свою квартиру в том самом портовом городе и перебралась к своей старшей дочери, усевшись на шею сыну Светы. Деньги за сдачу своего жилья тихонечко переправляла своей любимой младшей дочке, живущей в Сочи. 

Подруга моя сына и внучат жалела. Из школы они шли, как гусята, сразу на обед к бабушке и там оставались до вечера. А бабушка для любимых внуков пекла пирожки, варила борщи, жарила котлеты. Весь ее день был заполнен заботами о них. То, что благодарности от невестки, ее матушки, да и от сына с ребятишками она не дождется, ее не останавливало. Если она видела, что девочкам и внуку нужны курточки, она выкраивала из своей пенсии нужную сумму и покупала обновки. Удивительно, что дети звали ее Светой, а другую бабушку бабулечкой. Светлана жаловалась мне на такую несправедливость. Ей тоже хотелось быть бабулечкой, но любимая мама и та бабулечка, видимо, были им ближе. Старшие внуки даже грубили ей. Однажды Игорь, так звали внука, заявил ей, что она, бабушка Света, живёт в их квартире. А квартира была Светланой завещана сыну. Об этом в такой некрасивой форме дома говорили в присутствии детей взрослые.

А младшая, ее любимая внученька, жила со Светланой. Разговаривая с ней по телефону, я частенько слышала капризный голосок ее Сонечки.

И вот - школа, то чего боялись все: и родители, и бабушки, и дедушка. К школе Соня была не готова. Учительница с первых дней стала недовольной ее успехами и поведением. Она вызывала постоянно мою подругу (не мать ребенка), показывала ее тетради, жаловалась ей на внучку. Школьный психолог отправила Сонечку на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Там ее комплексно обследовали и предложили домашнее обучение. Все родные засомневались, надо ли соглашаться. Муж подруги и родители девочки были категорически против. Они твердили, что Соня подтянется, привыкнет, будет стараться и у нее получится учиться в классе. А моя подруга и соглашалась, и нет. Позвонила мне, попросила совета.

Я много работала с "домашниками" в Воркуте. У нас получить домашнее обучение считалось счастьем и для ученика, и для педагога. Все внимание учителя было посвещено только одному ученику. Учитель старался изо всех сил, чтобы родители остались довольны его работой. За домашнее обучение хорошо платили. Считай, полставки (ставка учителя начальных классов - 20 учебных часов в неделю, а на домашнее обучение отводилось 10 уч.часов). Я и сама ходила к детям, и домой ко мне, и в кабинет приходили. Детки, кроме моих занятий, посещали и классные, где вместе со всеми рисовали, мастерили поделки, ходили в спортзал, на внеклассные мероприятия. Их не отшвыривали, не делали изгоями. Я старалась научить ребенка, которого мне доверили читать, писать и считать, развивала внимание, память, моторику. А доверяли мне деток исключительно с отклонениями в развитии: с ДЦП, с ЗПР, с умственной отсталостью, поскольку я не только логопед, а ещё и учитель-олигофренопедагог, одним словом - дефектолог. Я посоветовала подруге соглашаться на домашнее обучение. Чтобы она не сомневалась дала номер телефона моей знакомой учительницы, завуча школы, которая о домашнем обучении знала все досконально. Светлана поговорила и с ней. В итоге согласие семья дала. Девочку перевели на домашнее обучение. А дальше... Составили ей учебный план, в котором на чтение, письмо и математику выделили совсем мало учебного времени, где-то половину от всей нагрузки. А в остальное время с ней занимались психолог, дефектолог, учитель рисования, учитель музыки. Основным учителем девочки назначили ту же самую даму, что вела ее класс. А в класс на занятия Сонечку не допускали. Она стала настоящим изгоем. Общения с детьми ей не хватало. Она, плача, жаловалась дома. Родители и муж подруги были возмущены таким положением дела. Ругали и подругу, и меня за мои советы. Я оказалась крайней.

Однажды в разговоре Света проговорилась, что у ее внучки есть диагноз ЗПР, что значит - задержка психического развития, и поставили его давно. Мне стало понятно, почему такая облегченная программа у Сонечки. Я спросила у подруги, почему она мне об этом раньше не сказала. А я ищу в интернете программы для детей общеобразовательной школы, посылаю ей, возмущаюсь тем, что ее внученьку читать, писать и считать не учат, только играют с ней на занятиях. Светлана посопела в трубку, толком ничего не ответила. 

А я уже сама испереживалась, что посоветовала им перевестись на домашнее обучение. Кто же знал, что у девочки ЗПР, что в их школе такое отношение к детям, находящимся на домашнем обучении? Светлане учитель сказала, что если Сонечка нагонит сверстников, начнет усваивать программный материал, на ПМПК диагноз с неё снимут. Но пока - воз и ныне там.

Имена героев этой истории я изменила и фотографии их не поставила по известной причине.