Снежана Каримова, бета-ридер, написала удивительную рецензию на нашу "Сиди и смотри".
СИДИ И СМОТРИ" Бульбенко, Кайдановская
«Ее привезли именно тогда, когда все началось. Точнее, вечером в предпоследний день.
Перед этим весь месяц мы ждали, ждали, пока она доедет со своего Али и, потом пришлось ждать еще до утра, и собирала ее мысленно, а потом взяла и собрала всю — и удивилась, что просыпаюсь не в ней (я на верхней полке, Тонька внизу), а в старой своей, низенькой и скрипучей.
Проснулась от грохота и подумала: о, гроза.
Потом: странно, не сезон вроде бы. И зима мне приснилась и теперь на самом деле весна или лето?
А потом ворвался Антонпалыч, весь такой буйный:
— Мартых! Там пуляют! Прикинь? Реально пуляют!»
И семья бежит. Забиваются в машину: старики, родители, сестры, вещи. А кровать, долгожданная кровать, даже еще не собранная, остается. И детская, такая простая, но понятная обида.
«Уже не могли подождать со своим бабахом. Надо было именно сегодня. Мироздание, почему ты такое? #мирозданиефу».
И остается у Марты от кровати мечты только листки инструкции, на которых она ведет путевые заметки спасающейся от обстрела семьи.
Ее дневниковые записи переплетаются с нелогичным и нелепым переводом, какой обычно бывает у китайских покупок. И в какой-то момент и обычная логичная выстроенная жизнь с младшей сестрой, бытовыми мечтами и остальными вещами превращается в такой же непонятный набор перемешенных знакомых символом. Всё ломается, смысл ломается. Жизнь становится китайской инструкцией в бесконечном феврале.
На эту жизнь Марта сидит и смотрит со своего места в машине, придавленная к окну «азкабанами сумок», и фиксирует увиденное. У нее нет времени оценивать новую реальность, раздумывать над ней, она сидит, смотрит и записывает, но уже знает, что все происходящее может быть не только концом ее детства. Но и концом жизни тоже.
У истории два рассказчика. Второй — писатель, которому Марта на одной из остановок в их путешествии без конца отдает свои записи.
Два взгляда.
Взрослого человека, который не в силах смотреть на реальность, он пытается укрыться в иллюзиях и творчестве, отвлечься на выдуманное, отвернуться от действительности.
И взгляд девочки-подростка, которая смотрит прямо на жесткую реальность, пишет то, что видит и действует так, как сейчас чувствует.
Два разных подхода к переживанию трагедии. Репортаж и творческое переосмысление.
Для меня эта книга, как бабочка в янтаре — застывшее мгновение. Застывшая трагедия одной семьи. И многих семей одновременно.
События, герои, их голоса падают на читателя и сначала оглушают, как и грохот "зимней грозы" Марту. Но потом Марта понимает и читатель тоже понимает. Иногда больше Марты.
Повесть состоит из вороха рассказов: смешных, грустных, пугающих, разных. Дневниковые листки у писателя-растяпы перемешались, но это и не важно. В бесконечном феврале день больше не сменяет день. "Марта есть, а марта нет".
История написана сегодняшним языком о сегодняшних вещах.
И еще я рекомендую присмотреться внимательно к эпиграфам из китайской инструкции. Они не так уж и не логичны, как на первый взгляд кажутся.
Андрей Бульбенко, Марта Кайдановская. Сиди и смотри
#литература
#книги