Найти тему
KinoGeek

Все фильмы М. Найта Шьямалана: от худшего к лучшему

Оглавление

М. Найт Шьямалан - одна из самых неоднозначных персон в истории всего Голливуда. Кто-то из зрителей считает, что этот мужик - творец с большой буквы, удивляющий каждой своей новой работой, а кто-то - что старый-добрый Шьямалан давно канул в небытие, а все его новые фильмы - лишь пародия и отыгрыш на дебютные. Я больше отношусь ко второму стану: как по мне, М. Найт уже очень давно растерял всю свою изюминку и харизму и сейчас не может удивить даже теми же финальными твистами, благодаря которым он так прославился в конце девяностых и начале нулевых. В этой статье я попытался максимально точно и объективно раскрыть все преимущества и недостатки той или иной его работы, дабы нахождение определенного фильма на определенном месте было оправдано

Данная статья представляет собой мнение автора, которое может отличаться от вашего. Поэтому - без негатива в комментариях. К дискуссиям же я всегда открыт

12. "Повелитель стихий"

В конце нулевых Шьямалана резко переклинило, и тот решил заняться производством полноценного полнометражного фильма, являющегося дорогой адаптацией уже культового мультсериала "Аватар: Легенда об Аанге". Я не знаю, чего ожидал сам режиссёр, чего ожидали сценаристы и продюсеры, чего ожидала студия, но те же фанаты моментально разорвали "Повелителя" в клочья. Несоответствия канону, отвратительная графика, ужасная игра актёров, обрывистое повествование, отсутствие хоть какой-то харизмы оригинала, блеклые и скучные персонажи, в этой ленте как будто всё попытались сделать максимально отвратительно. Даже я, как человек не знакомый с "Аангом" от слова совсем, остался под очень негативными впечатлениями от просмотра этого фильма. Это уже о чём-то говорит

-2
- У каждого свое предназначение. Важно лишь понять его. (великая цитата!!)

11. "После нашей эры"

Попробовал себя Шьямалан в качестве режиссёра дорогой адаптации, теперь время дорогого блокбастера. "После нашей эры" - по сути дела заказуха от Уилла Смита для его сына Джейдена, которого тот попытался пропихнуть в большой кинематограф (крайне безуспешно). Лента максимально сумбурна и наивна, в ней ужасный дёрганый монтаж, очень топорное повествование, пытающееся быть нелинейным, но получается это у него крайне нелепо и даже жалко, достаточно скучный и серый визуал. Лента не вызывает после себя сильного негатива, как это было с "Повелителем стихий" - она просто моментально забывается после просмотра. В ней нет ничего, за что обычному зрителю можно бы было зацепиться

-3
- Страха в реальности нет. Страх живет в одном закоулке — в наших мыслях о будущем. Страх — это плод нашего воображения, он заставляет нас бояться того, чего нет и вероятно не будет никогда. Это ведь чистое безумие, Китай, ты только пойми меня правильно, опасность — это реальный факт, но страх — это твой выбор.

10. "Время"

На самом деле я очень сильно ждал эту ленту. Потому, что по рекламным промо-материалам казалось, что Шьямалан вернулся к своему самому любимому (и в то же время дебютному) жанру - триллеру с запутанной сюжетной линией и выносящей мозг концовкой. Но увы, "Время" провалилось почти по всем аспектам. Это очень глупое и тупое кино, с очень скучным повествованием, не запоминающимися и шаблонно карикатурными персонажами, очень дешёвым визуалом, а вдобавок ко всему - с максимально пресной и скучной концовкой! Всю ленту ты сидишь и ожидаешь, что все однообразные и разочаровывающие полтора часа просмотра окупятся взрывным твистом в финале, а в финале... нет никакого взрыва мозга. Люди стареют на этом пляже, потому что во всём виноваты редкие минералы. А подстроила всё фармацевтическая компания, разрабатывающая новые лекарства благодаря экспериментам над людьми на этом пляже. Шьямалан, тебя самого то спать на этом моменте не потянуло?

-4
- Жизнь слишком коротка, чтобы ждать.

9. "Явление"

Конец нулевых вообще был достаточно болезненной эпохой для очень многих больших кинематографистов, а "Явление" того же Шьямалана вмиг вызвало очень бурные обсуждения в соцсетях: но не потому, что лента хороша, а потому, что плоха. Но в целом "Явление" не оставляет после себя особо сильные негативные впечатления: да, фильм достаточно пресный, сырой, а концепция в его сценарии совершенно не раскрыта. Но в общем и целом - во время просмотра можно хотя бы поржать. В некоторых моментах. Уже хорошо, когда фильм настолько туп, что с него действительно ловишь смех. Однако режиссёр и тут смог продемонстрировать свои "прекрасные" авторские навыки, представив зрителю прикольную идею и ужасную её реализацию

-5
- Люди убивают себя... А ведь казалось, уже невозможно изобрести новые ужасы.

8. "Стук в хижине"

Самый последний на данный момент фильм Шьямалана в его карьере, который также... не вызвал после просмотра никаких впечатлений. "Стук" не хочется особо сильно ругать, но и хвалить его практически не за что. Весь сюжет представляет из себя максимально камерные и приземлённые полтора часа нахождения в четырёх стенах одного дома, с достаточно скучными и вылизанными диалогами. Хотя впечатлил тот же Дэйв Батиста, который в очередной раз показал, что и без киновселенной Marvel является достаточно хорошим актёром. Но увы, "Стук" моментально выветривается из головы после просмотра, не задаёт никаких этических или важных моральных вопросов, а ко всему прочему в нём по-прежнему нет фирменной изюминки Шьямалана, как и взрывного твиста в финале

-6
- Вы сделали свой выбор?

7. "Стекло"

Завершение основной "супергеройской" трилогии в карьере Шьямалана, которое я не могу назвать по-настоящему плохим или блеклым. Достаточно карикатурным, скучноватым, однообразным и иногда даже бредовым - возможно. Всё дело в том, что сюжет "Стекла" попросту не имеет смысла из-за третьего акта в сценарии, где действия героев из первых двух актов всеобъёмно обесцениваются. Захотел Шьямалан сделать свою реалистичную и мрачную полноценную супергероику - да вот только вышло как-то невзрачно, топорно и лениво. Но при этом в фильме хватает и некоторых хороших моментов, в нём есть определённые прикольные идеи, нарративы и мотивы, но в целом это было вообще не то, чего все ждали от финала достаточно притягивающей и занимательной трилогии

-7
— Что вас так расстроило, Патрисия?
— А если у него нет этих суперспособностей? Что, если он просто нездоров, как и вы?
— Любой феномен можно развенчать, найти простое объяснение, и все же — это чудо. В глубине души вы это знаете. Все, что мы знаем и видим, имеет научное обоснование, но у всего есть предел — это не мультик, а реальный мир. Однако некоторых из нас не убить пулей, а другие могут легко гнуть сталь, и это отнюдь не фантазии.

6. "Визит"

Наверное, это самый линейный и простой фильм из всей карьеры данного, не побоюсь этого слова, бездарного режиссёра. И этой самой простотой "Визит" даже подкупает. Хотя и тут не обошлось без очень бредовых сюжетных поворотов или карикатурно скучных и шаблонных главных героев. Фильм больше походит на типичный триллер категории "Б", с которым большинство из вас не захочет ознакомиться по причине того, насколько же в 2015 году на него все положили болт. Но хоть и спасибо на том, что тут достаточно маленький хронометраж, который не даёт зрителю заскучать

-8
- Я всю жизнь боялся старости, потому что это какое-то растянутое в десятилетия непрерывное прощание. Все время с кем-то или чем-то расстаешься. Ушли родители, поумирали друзья, женятся и уезжают дети, выходят в люди и покидают ученики, околел пес, в саду пришлось выкопать засохшие яблони, которые я посадил тоненькими саженцами. Семьдесят лет на одном месте — как это ужасно долго! И как прошло все это быстро — один миг!

5. "Таинственный лес"

Здесь ситуация как и в "Стекле" двумя пунктами выше: "Лес" - не плохой фильм, он просто средний. Он не вызывает после себя никаких эмоций, он максимально прост. Сценарий иногда блещет оригинальностью, иногда отталкивает сильной бредовостью, но чего у ленты не отнять, так это её непревзойдённой мрачной атмосферы. Вот уж что-то, но "Таинственный лес" - это действительно самый напряжённый и атмосферный фильм из всей карьеры Шьямалана. К сожалению, за этой самой атмосферой не кроется вообще ничего. Но спасибо, что вышло хотя бы так. Концовка, кстати, - бред сумасшедшего, извините, но это попросту не имеет смысла по отношению к тому, что мы видели в сюжете фильма до третьего акта

-9
- Когда я была моложе, ты всегда держал мою руку, когда мы гуляли. Потом ты вдруг перестал это делать. Однажды я споткнулась в твоем присутствии и чуть не упала. Я, конечно, притворялась, но ты все же не поддержал меня... Иногда мы не делаем то, чего нам хочется, чтобы другие не подумали, что нам этого хочется.

4. "Знаки"

У этой ленты была довольно необычная и крутая концепция, занимательная идея, но к чему всё привело? Правильно, даже тут Шьямалан умудрился показать свои бездарные режиссёрские навыки. Насколько же тут иногда провисающее и скучное повествование, насколько отталкивающие главные герои. Да, "Знаки" можно назвать достаточно (!) напряжённым триллером, с эффектами неожиданности, где самих пришельцев до последнего стараются не показывать зрителю лоб в лоб, с прикольным визуалом, необычным сеттингом, занимательной атмосферой замкнутого пространства. Но стоит ли это того, когда ленту просто скучно смотреть? Почему нельзя было наполнить всё это дело каким-нибудь нелинейным и необычным раскрытием персонажей, увлекательными диалогами или монологами? У "Знаков" была достаточно хорошая идея, но, к сожалению, Шьямалан не смог довести её до идеала. В очередной раз

-10
- Все люди делятся на две группы. Когда им везет, люди из первой группы считают, что это не просто везение, не просто совпадение. Для них это знак. Доказательство, что там, наверху, кто-то защищает их от напастей. Для людей из второй группы это чистое везение. Удача. Сейчас они с большим подозрением смотрят на появившиеся в небе огни. Для них это ситуация из разряда «50 на 50». Всё может закончиться плохо. А может и хорошо. Но в глубине души они понимают: что бы ни произошло, они могут рассчитывать только на самих себя. И это наполняет их сердце страхом. Да, есть такие люди. Но много и тех, кто относится к первой группе. Они смотрят на эти огни, как на чудо. И в глубине души они понимают: что бы ни произошло, там наверху есть кто-то, кто им поможет. И это наполняет их сердце надеждой.

3. "Сплит"

Вторая часть из "супергеройской" трилогии режиссёра, которая изначально вообще не походила на эту самую вторую часть. "Сплит" - атмосферный и камерный триллер с многогранным и шикарным Джеймсом МакЭвоем, занимательной съёмкой и интересным сюжетом (хотя бы не наскучивающим, как в том же "Стекле"). В фильме присутствует нелинейное повествование, в котором нам благодаря умелому параллельному монтажу умудряются раскрыть и запертых в подвале главных героинь, и самого похитителя с диссоциативным расстройством личности. Да, не обошлось и без минусов, но по крайней мере при сравнении с предыдущими работами Шьямалана "Сплит" действительно работает. Работает, как неплохой и напряжённый триллер. Большего ведь от него никто не ожидал, верно?

-11
- Только через боль можно прийти к величию.

2. "Неуязвимый"

Уже тогда, в 2000 году, Шьямалан решил бросить вызов всей набирающей оборот супергероике и снять на неё свой "ответ": с реалистичной и мрачной историей, не похожей на остальные выходящие в тот момент бездарные фильмы по типу первого "Человека-паука" Сэма Рэйми или "Людей Икс". "Неуязвимый" подкупает именно тем, что он максимально приземлён и старается походить на обычный детективный триллер, а не на фантастический бредовый боевик. Хотя и без бреда тут тоже не обошлось, тем не менее, фильм успешно прошёл проверку временем, и его с интересом можно глянуть даже сейчас. Особенно на поприще кучи выходящего супергеройского мусора

-12
- Знаете, что страшнее всего на свете? Когда не можешь найти свое место, не понимаешь зачем родился, это... очень мучительно.

1. "Шестое чувство"

Дебютная большая работа в карьере Шьямалана, успех и взрыв которой он так и не смог превзойти в будущем, скатившись до уровня клепателя бездарных второсортных триллеров категории "Б". Несмотря на то, что сегодня "Шестое чувство" не вызовет особенно бурных эмоций, нельзя отрицать того факта, насколько же большой вклад лента внесла в весь кинематограф в целом. Показав, что историю в концовке можно перевернуть с ног на голову, заставив зрителя заново обдумать все заложенные в сценарий лейтмотивы. Так вдобавок ко всему, "Шестое чувство" даже можно назвать хоррором, в некоторой степени. Хоррором без присутствия скримеров, который пугает не страшными образами призраков или духов, а именно безысходностью и отчаянием, в которое попал наш маленький главный герой. К сожалению, дебютная работа в карьере Шьямалана, вместе с "Неуязвимым", так и осталась единственным по-настоящему достойным фильмом во всей его карьере

-13
- Когда хозяева вещи покидают этот мир, какая-то их часть остается в этой вещи, как отпечатки пальцев.