Найти тему
Дядя Гиляй

Двухэтажный троллейбус на улицах Москвы. Часть I.

Сегодня начнём разговор про необычные советские троллейбусы и попытку СССР перенять опыт «Туманного Альбиона».

Троллейбус ЯТБ-3 на улице Горького, 1942 г.
Троллейбус ЯТБ-3 на улице Горького, 1942 г.

Первопроходцами на улицах Москвы стали марки троллейбусов ЛК-1 и ЛК-2, названные в честь Лазаря Кагановича. Первая троллейбусная линия была открыта в Москве 7 ноября 1933 года.

Тогда на маршрут вышла модель троллейбуса ЛК-1, но не обошлось без казуса: пассажиры жаловались, что их иногда било током. Как выяснилось, это случалось из-за неисправности — утечка тока на корпус машины.

Первая в СССР троллейбусная линия открыта в Москве ко дню празднования XVI Октября.
Первая в СССР троллейбусная линия открыта в Москве ко дню празднования XVI Октября.

В 1935 году Ярославский автозавод выпустил новую марку троллейбуса ЯТБ–1. К 1936 году на столичных маршрутах работали уже более 60 троллейбусов этой марки. Однако по своей вместимости ЯТБ–1 уступал трамваю, что тормозило процесс замены одного вида общественного транспорта на другой, и избавления московских улиц от рельсовых путей.

Троллейбус ЯТБ-1 у площади Свердлова, 1939 г.
Троллейбус ЯТБ-1 у площади Свердлова, 1939 г.

Особое внимание вопросу развития троллейбусов уделял Никита Хрущёв, в то время лидер московских большевиков. В январе 1936 года он пригласил ведущих инженеров отрасли электротранспорта СССР, поставив им стратегическую задачу — создать надёжный троллейбус большой вместимости.

Хрущев и Каганович с рабочими, 1934 г.
Хрущев и Каганович с рабочими, 1934 г.

По итогам встречи было принято решение заказать два современных троллейбуса из Англии. В том же году в Лондон была командирована группа советских специалистов для перенятия опыта английских коллег. Дело в том, что в 1930-х Англия была мировым лидером по производству троллейбусов. 

Двухэтажный троллейбус из Англии
Двухэтажный троллейбус из Англии

Для Москвы машины делала фирма English Electric Company на заводе в Саутхолле. В 1937 году двухэтажный троллейбус AEC 664T доставили в Москву. В тестовом режиме новинка работала по маршруту от окружной железной дороги по Ленинградскому шоссе до Белорусского вокзала.

Позже, когда эксплуатацию одобрили, маршрут от Белорусского вокзала продлили до площади Свердлова (Театральной) и далее к Ржевскому (Рижскому) вокзалу и Ярославскому шоссе с разворотом у главного входа на ВСХВ (ВДНХ).

Испытания AEC 664T в Москве, 1937 г.
Испытания AEC 664T в Москве, 1937 г.

За первый месяц испытаний троллейбус перевёз более 60 тысяч пассажиров. Примечательно, что задержек в движении «двухэтажника» зафиксировано не было. А при обрывах контактной сети, которые в то время случались часто, английский AEC 664T продолжал движение на тяге аккумуляторных батарей, которые обеспечивали запас хода на 5 км.

Продолжение следует…