Этические вопросы всегда сопровождали человека в его деятельности, особенно, если они были связаны с медициной, где действия врачей проходят не только профессиональную, но и моральную оценку общественности. Это хорошо демонстрирует обсуждение многих вопросов, раньше считавшихся сферой интересов узких специалистов. Например, вопрос о допустимости эвтаназии или же запрещения абортов.
Биоэтика, возникшая в результате развития биологии и медицины, становится тем предметом, который как раз и касается заявленной проблематики. Сам термин, был введен американским биологом В. Поттером в 1969 году [1] и обозначает соединение человеческих ценностей и биологических знаний.
Биоэтика, согласно американскому ученому, представляет собой объединение мудрости и научного знания, для создания условий дальнейшего выживания человечества. Она видится Поттером как «мост в будущее», позволяющий избежать конфронтации между традиционной моралью и способностью науки переступить грань обыденных возможностей человека. [2]
Центральной темой этого направления становятся размышления, связанные с оценкой человеческой жизни и смерти. Где жизнь выступает высшей ценностью, а смерть, рассматривается через призму неизбежного факта человеческого существования.
Основные проблемы биоэтики напрямую связаны с медицинской этикой. С поведением врачей, мед персонала и теми жизненными ситуациями, которые возникают в повседневности. Условно, их можно разбить на три группы:
1. Проблемы связанные с сохранением жизни. Это вопросы абортов, генные технологии, проблемы социальной справедливости в медицине, трансплантация органов и т.д.
2. Проблемы прав человека. Здесь можно отметить вопросы, связанные с репродуктивными технологиями, психиатрией, медико-биологические эксперименты над человеком, моральные проблемы ВИЧ инфекции и т.п.
3. Проблемы, связанные со смертью. Сюда необходимо отнести эвтаназию и вопрос права человека самому решать, жить ему или нет.
Все группы, в той или иной степени, соприкасаются друг с другом и не могут рассматриваться по отдельности в чистом виде. Отсюда, каждый биоэтический вопрос представляется сложным и не имеющем однозначного решения. Причина этому, характер отношений, возникающих между людьми. Например, врач в больнице, оказывающий помощь женщине, не может не задумываться об этических аспектах, если перед ним стоит задача прерывания беременности или предоставлении способов контрацепции, являющимися формами вмешательства не только в естественный биологический процесс, но и в жизнь самой пациентки. В этом случае, женщина и врач, одновременно становятся и субъектом, и объектом отношений и вынуждены решать вопрос допустимости и правильности, с моральной точки зрения, своих действий. Причем, юридическая сторона в таком случае, не всегда выступает готовым его решением. Так, в приведенном примере, для врача, возникает дилемма, не будет ли аборт нарушением принципа «не навреди», если речь идет о прерывании первой беременности, если он знает, что это не желательно, а пациент не желает слушать его доводы? А для женщины, не будет ли это прерывание убийством собственного, пусть даже и не желанного, ребенка?
Биоэтические проблемы, требующие решения, возникают именно тогда, когда возникает спорный момент, требующий его рассмотрения с моральных позиций. Так, например, суррогатное материнство, когда оплодотворенная яйцеклетка (от биологических отца и матери) вносится в матку другой женщины, приводит к вопросу о манипуляции не только суррогатной матерью, но и ребенком. Лишающимся права знать того, кто его выносил и родил.
Не менее острыми остаются вопросы в трансплантологии, связанные не только с выемкой органов из мертвого тела, но и их получения от биологически живого донора. И несмотря на наличие законов, казалось бы, регулирующих данную деятельность, сам моральный вопрос и принцип «не навреди», остается для врачей и родственников донора и в первом и во втором случае, всегда открытым.
Одна из наиболее горячо обсуждаемых сегодня этических проблем - проблема эвтаназии. Преднамеренное прекращение жизни человека по его просьбе. Подразделяясь на активную, когда жизнь прекращается при помощи врача и пассивную, когда человек добровольно отказывается от лечения. И в первом и во втором случае, эвтаназия, вступает в противоречие не только с законами некоторых стран, но и с традиционными представлениями о жизни. Выраженными в религиозных учениях и отношении людей к самому факту своего существования. Ведь самоубийство, всегда воспринималось большинством людей, как недопустимое деяние человека.
Таким образом, подводя итог, можно сказать: биоэтика, занимается действительно сложными и трудно решаемыми вопросами. И рассуждая о ней, нельзя не согласится с В. Поттером, она действительно «мост в будущее», позволяющий нам не забывать, что человек несет ответственность не только за себя, но и за свое потомство.
Сноски.
1. Глобальная биоэтика В.Р. Поттера https://studopedia.ru/9_177400_globalnaya-bioetika-vr-pottera.html
2. Там же
Литература.
1. Глобальная биоэтика В.Р. Поттера https://studopedia.ru/9_177400_globalnaya-bioetika-vr-pottera.html
2. Этические проблемы трансплантации https://studfile.net/preview/7019011/page:4/
СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ.