Приветствую всех читателей моего канала! Давно я не рассказывал вам о творческом пути того или иного петербургского архитектора - пришла пора это исправить!
Герой сегодняшней статьи - зодчий малоизвестный. Причём настолько, что до наших дней практически не дошло информации о его биографии - никакой! Мы только знаем, что был такой архитектор Леон Богусский, и что он много и плодотворно работал в Петербурге в первые 15 лет двадцатого века. Благо память об архитекторе всегда хранится в его творениях. Это актуально и для Леона Богусского: в Петербурге сохранилось более 50 его построек, подавляющее большинство которых составляют доходные дома. И, надо признать, почти все его работы можно отнести к памятникам архитектуры!
В рамках этой статьи я отобрал всего 8 домов, на примере которых мы и изучим творчество Леона Вильгельмовича. Но начнём, как водится, с биографии.
Биография
Как я уже сказал ранее, о жизненном пути архитектора Леона Вильгельмовича Богусского практически ничего не известно. Что уж говорить: мы даже годы жизни его не знаем. Тем удивительнее осознавать, что этот, казалось бы, простой техник, имя которого почти стёрлось из истории, подарил нашему городу так много памятников архитектуры!
Богусский был из тех людей, что посвящают свою жизнь работе: он был далёк от общественной и публицистической деятельности, отдавая всё своё время и силы проектированию новых построек. Полагаю, что в этом и заключается дефицит информации о биографии Леона Вильгельмовича: его жизненный путь был простым и малоувлекательным для широкой публики - в отличие от его творений.
Об образовании Богусского информации мне найти не удалось. А вот про его карьеру архитектора мы знаем гораздо больше: начинал её Леона Богусский в 1901 году - именно тогда на улицах Петербурга стали появляться его первые работы. Первое время его постройки не обладали сколь нибудь значимой архитектурой: это была типичная для тех лет рядовая застройка - без особой красоты и без излишеств. Однако уже в 1903 году Леон Вильгельмович начал возводить дома по индивидуальным проектам - и с тех пор его работы становились всё более и более интересными.
За промежуток с 1901 по 1913 год Леон Богусский построил в Петербурге более полусотни зданий. Говорить обо всех них сегодня мы, разумеется, не будем - я расскажу вам лишь о нескольких самых интересных творениях архитектора Богусского.
Что же касательно биографии, то, пожалуй, самой интересной (из известных) деталью биографии Богусского является его совместный бизнес с купцом и подрядчиком Константином Ивановичем Бриччи-Фасси. Вместе с ним они создали свою строительную контору, которая предлагала частным лицам ремонт или строительство зданий и сооружений. Фактически, Богусский был совладельцем полноценной строительной компании, которая, между прочим, пользовалась большим спросом в Северной столице!
К сожалению, до наших дней дошло мало информации об этой строительной конторе - впрочем, как и о любых других подрядных организациях тех лет. Время безжалостно к подобным "мелочам", хотя ещё сто лет назад подобная "мелочь" была одной из крупнейших фирм на рынке строительства в Петербурге!
Никакой другой информации о Леоне Вильгельмовиче мне найти не удалось - увы, его биография совершенно забыта. Но не забыто его творчество, его архитектурное наследие - о нём и поговорим с вами далее!
Доходный дом на 14-й линии В.О.
Дата постройки: 1903
Адрес: 14-я линия В.О., д. 37
Одной из первых построек Леона Богусского стал доходный дом, расположенный на 14-ой линии Васильевского острова - прямо по-соседству с прекрасным зданием школы Карла Мая. И я бы не стал добавлять это здание в подборку лучших работ Богусского (всё же оно очень простое композиционно), если бы в этом здании Леон Вильгельмович не продемонстрировал нам все отличительные черты своего архитектурного почерка.
Самый основной и излюбленный приём Богусского - это фасад, лишённый декора как такового: вместо него Леон Вильгельмович любил покрывать стены своих зданий желтым кирпичом-песчанником. А дабы создать необходимый любой постройке контраст, Богусский акцентировал важные детали на фасаде красным кирпичом, создавая интересную полихромную игру на фасаде. Благодаря этому он умудрялся создавать интересные фасады без использования декора. Этакий кирпичный рациональный модерн, который также можно назвать немного "провинциальным" (на всякий случай уточню, что я не закладываю в это слово никакой негативной коннотации) - обычно такие упрощённые фасады встречаются у памятников регионального русского модерна, тогда как в Москве и Петербурге привычен более роскошный, богатый модерн. Единственное, что выдаёт в постройках Богусского "столичность" - это размеры зданий (он почти всегда строил многоэтажные дома, тогда как в провинции принято было возводить скромные постройки - и по размеру, и по содержанию).
Но этим и интересны работы Богусского: построить недорогое здание без богатого декора, сделав его при этом красивым и привлекательным, приятным с точки зрения эстетики - по-настоящему трудно. Но Богусский всегда справлялся с этой задачей на "отлично"!
Ну а в довесок к этому идёт симметрия фасада и расположенный по центру эркер - подобный приём Богусский тоже использовал довольно часто, однако в данном случае эркер у него получился излишне массивным. Сразу видно, что перед нами ранняя работа ещё не особо опытного архитектора.
Доходный дом Богусского и Фасси
Дата постройки: 1904-1905
Адрес: Съезжинская улица, д. 33
Дом Богусского и Фасси на Съезжинской можно назвать одной из первых зрелых работ архитектора Богусского: во многом это связано с тем, что Леон Вильгельмович строил его "для себя" - здание возводилось на средства подрядной организации "Богусский и Фасси", и, стоит предположить, что само строительство велось за счёт сил и ресурсов этой организации. При этом в документах сохранилось официальное название "дом Л.А. Богусского и К.И. Фасси". Однако мы знаем, что Богусский был Л.В. - Леонтий Вильгельмович. Вероятнее всего, перед нами пример исторической ошибки: почему-то в некоторых источниках Богусскому приписывают отчество Адамович. Откуда растут ноги у этой ошибки - сказать сложно. Однако очевидно, что и фирма, и этот доходный дом на Съезжинской принадлежали герою данной статьи!
Здание на Съезжинской также интересно своим кирпичным декором: как уже было сказано ранее, Богусский использовал кирпич (или плитку, имитирующую кирпичную кладку) не только в качестве строительного материала, но и как средство украшения фасадов своих домов.
Композиция здания незамысловата: оно симметрично, а его центральная часть выделена кирпичом красного цвета и двумя эркерами, фланкирующими въездную арку, дорога через которую ведёт во двор - причём в обычный, не в колодец. Всё дело в том, что дом Богусского и Фаси выстроен на достаточно узком участке, который не позволял архитектору "размахнуться" и увести жилые помещения вглубь участка - здание на Съезжинской прямоугольное по плану.
Надо сказать, что Богусский, по всей видимости, обладая скудными ресурсами и желая максимально сэкономить, всё равно смог создать полноценный памятник архитектуры - а всё дело в ловко обыгранном кирпиче, который в данном случае заменяет нам любые украшения: в таком виде и при таком разнообразии узоров сам кирпич становится элементом декора!
Доходный дом Шадрина
Дата постройки: 1905-1906
Адрес: проспект Бакунина, д. 7, Херсонская улица, 1
Но не все творения Богусского облачены в кирпич. В качестве интересного примера-исключения рассмотрим дом Шадрина, построенный Богусским в 1905-1906 годах в Песках.
Доходный дом Шадрина выделяется, в первую очередь, своей башней, которая сильно смещает смысловой акцент фасада вбок. А виною тому участок, большая часть которого обращена на проспект Бакунина - эта особенность вынудила Богусского сделать фасад здание ассиметричным.
С одной стороны, башня здания относительно скромна - особенно если рассматривать её издалека. Она даже не имеет чёткого завершения в виде купола или шпиля. Однако если присмотреться к ней внимательно, то вы обнаружите сразу несколько интересных деталей, главной из которых служит крупный маскарон, спрятанный в основание эркера.
Маскароны также присутствуют и на самих фасадах - правда их здесь не очень много. Но сразу видно, что в данном случае Леон Вильгельмович уделил декору здания много сил и внимания. Жаль только, что в наше время оно выглядит удручающе - без ремонта фасады дома Шадрина не вызывают должного восторга.
Доходный дом О. В. фон Дерфельден
Дата постройки: 1906 год
Адрес: Кондратьевский проспект, д. 1
Но вернёмся к теме кирпича. Ещё одна постройка Леона Богусского, фасад которой выполнен из кирпича двух цветов - красного и песчаного, находится в самом начале Кондратьевского проспекта, играя роль его главной архитектурной доминанты.
До революции Кондратьевский проспект назывался Безбородкинским, и таких масштабов как сейчас он, само собой, не имел. Это была окраинная дорога, которую потихоньку начинали застраивать доходными домами, как это сказали бы в наше время, эконом класса.
Именно поэтому доходный дом фон Дерфельдена выглядит таким роскошным в данной местности - построй его Богусский где-нибудь на Петроградской стороне, здание точно бы затерялось среди сотни других памятников архитектуры. А вот на Кондратьевском оно смотрится в самый раз!
Леон Богусский очень ловко играет с материалом для отделки: кирпич у него превращается в полноценный элемент декора за счёт контраста двух цветов, а также узоров, сложенных из красных кирпичей на тёмно-жёлтом фоне. Смотрится такая игра цветов великолепно!
Также отдельно хочется обратить внимание на украшение щипцов доходного дома - они сложены из плиточек разной формы, имитирующей натуральный материал, и придающей зданию некое единение с природой - пускай и только на одном из фрагментов фасада.
Помимо этого здания, Богусский построил на Кондратьевском проспекте ещё четыре здания, три из которых сохранились до наших дней (№16, на углу с улицей Ватутина, №26 и №32), а один дом (№30), игравший в своё время роль флигеля, был снесён буквально пару лет назад.
В общем-то, руками Богусского были возведены практически все примечательные постройки на Кондратьевском проспекте - пускай не самом интересном, но всё же заслуживающем внимание проспекте Петербурга (и по совместительству - моей малой родине)!
Доходный дом на Рузовской
Дата постройки: 1909 год
Адрес: Рузовская улица, д. 29
Успел Богусский поработать и в историческом районе Семенцы: здесь он возвёл крупный доходный дом, сильно отличающийся от предыдущего творчества Богусского.
Начать стоит с того, что дом на Рузовской очень эклектичен: по общему облику он больше всего походит на модерн, однако обилие декоративных деталей на фасаде, выполненных в разных стилях, не позволяют отнести эту постройку к одному конкретному архитектурному направлению. Скажем, если это модерн, то откуда тогда здесь бифорий (арочный оконный проём, разделённый на две части полуколонной)?
Помимо этого, дом на Рузовской украшен целым рядом разных декоративных элементов. Сразу же бросаются в глаза маскароны, помещённые в сандрик окна на втором этаже - очень милая деталь, которую можно отнести к модерну. Сюда же добавим и растительные мотивы, повсеместно встречающиеся на фасаде.
При этом классических черт у дома тоже много. В общем, Богусский попробовал совместить в своём творения элементы старой и новой архитектуры, и, на мой взгляд, получилось у него это довольно неплохо.
Дом на Рузовской - отличный образец архитектуры поздней петербургской эклектики, которая, несмотря ни на что, продолжала существовать и во времена модерна, причём не конкурируя, а скорее дополняя его! И это здание по праву можно назвать одной из лучших работ Леона Богусского.
Доходный дом И. Н. Бороздкина
Дата постройки: 1910-1911 годы
Адрес: переулок Нестерова, д. 9
Но если прошлая постройка - одна из лучших, то доходный дом Бороздкина, безо всяких сомнений, можно назвать самой выдающейся работой Леона Богусского. Тем обиднее, что из-за не самого удачного расположения (переулок Нестерова не является популярным местом для прогулок на Петроградской стороне), это здание известно далеко не всем любителям петербургской архитектуры. А ведь оно точно заслуживает внимания!
Доходный дом Бороздкина являет собой образец чистого модерна, и это видно невооружённым взглядом - нарочитая асимметрия фасадов привлекает внимание прохожего, вызывает желание осмотреть здание и изучить его поподробнее. Фасад дома Бороздкина составлен из двух полностью разных боковых частей и более простой центральной части, украшенной плиткой кабанчик, имитирующей кирпичную кладку (без этого в случае с Богусским - никуда)!
Примечательно, что обе боковые части завершаются собственными доминантами: левая сторона обрамлена фигурным щипцом в стиле западноевропейской архитектуры, тогда как правая сторона украшена фигурным куполом с черепицей.
Стоит отметить, что рисунок здания (а именно - его контуры) в целом очень оригинален - вне зависимости от угла осмотра. Но особенно хорошо это видно со стороны Зверинской улицы, к которой здание обращено глухим брандмауером (в котором кто-то всё таки умудрился прорезать окошко - давняя питерская традиция).
Кстати, купол, о котором я говорил ранее, действительно хорош - его проработка вызывает у меня искреннее удивление, так как в других работах Богусского мы не наблюдаем такой внимательности и дотошности к деталям. А вот в случае с домом Бороздкина видно, что Леон Вильгельмович буквально прорисовывал каждую часть дома, стараясь наделить её своими особенными чертами, сделать каждый фрагмент здания неповторимым!
А ещё меня всегда прельщала любопытная особенность дома Бороздкина: дело в том, что его фасад обращён к проезжей части, а следом и к красной линии улицы под небольшим углом. За счёт этого здание выбивается из окружающей застройки - кажется, что оно стоит криво. Уж не знаю, зачем Богусский расположил свою постройку именно так, но надо признать, что эта деталь сделала дом Бороздкина ещё более узнаваемым и притягивающим к себе внимание!
Но вообще о доме Бороздкина можно говорить много: уж очень здание оригинальное, и много у него интересных деталей, рассматривать которые можно очень долго. Не в этом ли и заключается особый талант архитектора - сделать своё здание притягивающим внимание людей?
Доходный дом на 15-й линии В.О.
Дата постройки: 1911-1912 год
Адрес: 15-я линия В.О., д. 44
Признаюсь честно - идея написания статьи о творческом пути Леона Богусского пришла мне после знакомства с его работой на 15-ой линии Васильевского острова. И тут у меня нет адекватного объяснения - просто это здание, обладающее простейшей композицией и не имеющее почти никакого декора, запало мне в душу. И потому я уверенно включил его в список лучших построек Богусского - всё же я думаю, что оно полюбилось не только мне одному!
Основной замысел этой постройки - всё та же полихромия, но только более оригинальная по цветовому решению: вместо слегка приевшегося жёлтого и красного, Леон Вильгельмович украшает дом на 15-ой линии белой глазурованной плиткой-кабанчиком, а детали на фасаде выделяет тёмно-синим цветом - довольно необычным цветом для петербургской архитектуры 20 века.
По итогу получается крайне оригинальный фасад, составленный фактически из плитки двух цветов. Всё остальное занимают стройные ряды окон без капли украшений - эта работа Богусского удивительно рациональна!
Из украшений здесь можно отметить лишь одну небольшую деталь, а именно даты строительства дома, помещённые в круглые выемки-ниши на щипцах: на первой указан год начала строительства (1911), на второй - год окончания (1912).
Мне особенно понравилось здесь оформления "рамки" этой ниши - оно выложено из маленьких кирпичиков. Выглядит очень мило - словно мы смотрим не на доходный дом, построенный в центре столицы Российской империи, а на обычную постройку где-то в провинции. Есть в этом что-то неуловимо приятное для глаза и для русской души!
Надо признать, что в этой постройке выражен главный талант Богусского: строить просто, но красиво! Его дома не имеют богатого декора, но ты запоминаешь их, а главное - влюбляешься в их простоту и непосредственность!
Дом Дыренкова
Дата постройки: 1912-1913
Адрес: Коломенская улица, д. 13
Одной из последних построек Леона Богусского стал дом, построенный на Коломенской улице по заказу сына новгородского купца-промышленника Ивана Дыренкова - Николая. Семья Дыренковых занималась деревообработкой и торговлей дровами. Этот бизнес позволил Дыренковым выстроить в Петербурге два доходных дома: один на углу Мытнинской и 4-ой Советской, другой на Коломенской улице, построенный Леоном Богусским.
Здание выстроено "по канонам" Леона Богусского: всё та же плитка-кабанчик, та же симметрия, те же прямоугольные формы - правда в этот раз перед нами ризалиты, которые, впрочем, легко можно спутать с эркерами.
Дом Дыренкова практически не имеет декора: как и в своих других постройках, Богусский уповал на красоту и самодостаточность облицовки фасада. В качестве украшений можно отметить разве что сандрики, неожиданно появляющиеся в оформлении оконных проёмов четвёртого этажа (другие этажи обделены подобным вниманием).
Ну а главной доминантой дома служит эркер, расположенный в самом центре фасада: он уравновешивает композицию дома, противопоставляя себя боковым ризалитам.
Заключение
Таких архитекторов, как Леон Богусский, было в дореволюционном Петербурге достаточно много: малоизвестных, но при этом очень талантливых. И, к сожалению, память о таких зодчих сохраняется не очень хорошо: их фамилии не на слуху у жителей Петербурга, в отличие от Лидваля, Бубыря или фон Гогена.
Я считаю подобный подход несправедливым! Дома Богусского действительно отличаются от построек мэтров петербургского зодчества: они более простые, менее выразительные с точки зрения декора. Однако они эстетичны, они красивы, они важны для Петербурга! Именно такие здания формируют красоту улиц Северной столицы. И потому мне хотелось бы почаще рассказывать о таких людях, как Леон Вильгельмович - ведь это лучший способ сохранить память о творцах, при этом освежая в памяти и их постройки, на которые порой даже и не обращаешь внимание во время прогулок по городу.
P.S. Если Вам понравилась моя статья, то предлагаю Вам подписаться на мой канал, чтобы не пропускать будущие публикации. Также, если у вас возникнет желание, можете поддержать мой проект рублём - вот ссылка для доната через Яндекс-Дзен. Я очень благодарен каждому, кто помогает моему каналу подобным образом - большое Вам спасибо! Очень рад, что Вы столь высоко оцениваете моё творчество - это мотивирует стараться и выпускать больше новых публикаций и развиваться!
Ну и напоминаю про свой телеграмм-канал: на нём выходят как анонсы статей на дзене, так и полностью уникальный контент. Подписывайтесь!