Найти в Дзене

Создатель атлантов Эрмитажа

21 января (9 января по старому стилю) 1815 года в Санкт-Петербурге в семье скульптора Ивана Ивановича Теребенёва родился будущий автор атлантов Нового Эрмитажа, Александр Иванович Теребенёв. Отца потерял очень рано, через неделю после рождения. В 1824 году поступил в Императорскую Академию художеств, где учился сначала в рисовальном классе, но потом избрал специальностью скульптуру, которой обучался у профессора В. И. Демут-Малиновского. В это время скульптура в академии переживала переходное время: вместо подражания формам древней классической Греции стали стремиться к изображению естественных, реальных форм. В числе приверженцев нового направления был и Теребенёв. Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: ещё в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры книготорговца И. В. Оленина, в 1835 году две большие серебряные медали и малую золотую за барельеф «Иоанн Креститель проповедуе

21 января (9 января по старому стилю) 1815 года в Санкт-Петербурге в семье скульптора Ивана Ивановича Теребенёва родился будущий автор атлантов Нового Эрмитажа, Александр Иванович Теребенёв. Отца потерял очень рано, через неделю после рождения.

В 1824 году поступил в Императорскую Академию художеств, где учился сначала в рисовальном классе, но потом избрал специальностью скульптуру, которой обучался у профессора В. И. Демут-Малиновского.

В это время скульптура в академии переживала переходное время: вместо подражания формам древней классической Греции стали стремиться к изображению естественных, реальных форм. В числе приверженцев нового направления был и Теребенёв.

Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: ещё в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры книготорговца И. В. Оленина, в 1835 году две большие серебряные медали и малую золотую за барельеф «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя», за который он оставлен был при академии пенсионером.

Окончив в 1836 году курс академии Теребенёв получил право поехать на казённый счет в Италию, для чего ему нужно было исполнить работу на соискание большой золотой медали, но этой работе помешала его женитьба, он стал работать для заработка и должен был отказаться от мысли о поездке за границу.

Вскоре ему удалось проявить свои дарования при работах в Зимнем дворце после пожара. Им сделаны следующие работы: две колоссальные статуи, изображающие Мудрость и Правосудие, для парадной лестницы;

Аллегорическая фигура «Мудрость» на Иорданской лестнице Зимнего дворца, (1838—1839), алебастр
Аллегорическая фигура «Мудрость» на Иорданской лестнице Зимнего дворца, (1838—1839), алебастр
Аллегорическая фигура «Правосудие» на Иорданской лестнице Зимнего дворца, (1838—1839), алебастр
Аллегорическая фигура «Правосудие» на Иорданской лестнице Зимнего дворца, (1838—1839), алебастр

огромный барельеф, длиной в семь сажен, изображающий битву амазонок с центаврами, находящийся в кавалерийском зале;

Барельеф «Битва амазонок с центаврами» в зале кавалерийского караула Зимнего дворца на акварели Эдуарда Гау «Зал развода караула», (1864).
Барельеф «Битва амазонок с центаврами» в зале кавалерийского караула Зимнего дворца на акварели Эдуарда Гау «Зал развода караула», (1864).

две фигуры — Флору и Гебу в виде барельефа — в покоях государыни, а также вышеупомянутые две фигуры ангелов из papier mache, изображающие Старый и Новый заветы — для дворцовой церкви.

Фигуры ангелов, изображающие Старый и Новый заветы в Большой церкви Зимнего дворца на акварели Эдуарда Гау «Собор в Зимнем Дворце», (1866).
Фигуры ангелов, изображающие Старый и Новый заветы в Большой церкви Зимнего дворца на акварели Эдуарда Гау «Собор в Зимнем Дворце», (1866).

Эти работы выдвинули Теребенёва в ряд лучших скульпторов и доставили ему многочисленные заказы.

Затем Теребенёв в звании скульптора командирован был в Крым для руководства изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Здесь он вылепил бюст керченского градоначальника князя Херхеулидзе и начал лепить круглую статую Амфитриты, но не успел закончить её, так как вскоре возвратился в Петербург с керченскими древностями; многие из этих древностей он удачно реставрировал.

Одно из самых известных произведений: десять пятиметровых фигур могучих атлантов для Портика здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, восходящих к аналогичным фигурам древнегреческого храма Зевса Олимпийского в Акраганте (ныне Агридженто на острове Сицилия; около 480 года до н. э.).

Атланты Нового Эрмитажа
Атланты Нового Эрмитажа

В 1846 году их вытесали из серого сердобольского гранита 150 каменотёсов под руководством Теребенёва по модели мюнхенского скульптора Иоганна фон Гальбига.

Композиция столь убедительна, что не все замечают курьёза: огромные гранитные фигуры с невероятным напряжением поддерживают лёгкий балкон.

-6

За первую сделанную фигуру в граните император Николай I наградил скульптора бриллиантовым перстнем.

В период расцвета своего таланта Теребенёв получал многочисленные заказы, и доходы его были значительны. Но он вёл широкий образ жизни и быстро проживал всё, что зарабатывал, тратясь на роскошную обстановку, собственные выезды, званые обеды и балы.

При нужде же в деньгах он продавал что только мог, с трудом перебиваясь до нового крупного заработка; однажды он продал даже дом с мраморными колоннами, подоконниками и фронтонами, только что им отделанный.

Теребенёв не был способен к усидчивому труду, а когда с годами его стало покидать вдохновение, он перестал получать выгодные заказы и разорился. Из Эрмитажа он был уволен, не дослужив до пенсии. В 1858 году Теребенёв заболел чёрной оспой и лёг в Мариинскую больницу. Его жена заразилась от него и умерла.

Смерть жены окончательно подорвала его силы, и он сделался ипохондриком. Весною 1859 года он простудился и лёг в Обуховскую больницу, где и умер 31 июля 1859 года в 44 года, в нищете и всеми забытый.

После него не осталось средств даже на похороны, которые были устроены за свой счёт мраморщиком Г. А. Балушкиным, помогавшим Теребенёву во время его работ для Эрмитажа. На кладбище за его гробом шли только Балушкин и К. A. Ухтомский

Вот так печально закончилась жизнь талантливого архитектора.