Да, их правительства считают нашу страну геополитическим соперником. Но бизнесу-то что до этого? Он хочет продолжают работать и инвестировать в России.
Юрист, правозащитник, Сейран Давтян предлагает не полениться и провести исследование и набрать где-нибудь на Avito слово Gucci, и можно увидеть сотни тысяч объявлений с предложениями:
- Полно предлагающих импортировать одежду иностранных брендов из-за рубежа. Появились новые цепочки поставок для доставки iPhone и других западных гаджетов через страны бывшего СССР.
Природа не терпит пустоты, образовавшийся дефицит спешат заполнить китайские бренды. Xiaomi стал самым продаваемым производителем смартфонов в России, обогнав Samsung. Три из пяти ведущих брендов китайские.
«СП: Владельцы франшиз взяли пример с «Макдональда», превратившегося в России в «Вкусно и точка» и изощряются как могут, продавая продукты с похожей упаковкой и логотипами, но чуточку другими названиями.
- Народ крутится как может. Один предприимчивый россиянин, создал в Дубае компанию, импортирующую золото. Российские партнеры покупают лом и отправляют ему, а он продает их ювелирам в Объединенных Арабских Эмиратах. Результат - 40% прибыли. Вырученные средства он использует для покупки автомобильных запчастей или чего-либо еще, для перевозки в Россию.
«СП»: Ничего хорошего в том, что подержанные Toyota и BMW стоят дороже, чем прежде стоили новые. Запчасти дорожают.
- Россию сравнивают с Южной Африкой в 60-90-е годы, когда там начались санкции - якобы из-за апартеида. Барьеры для торговли и потоков капитала душат конкуренцию и снижают эффективность. В прошлом году российская экономика сократилась на 2,7%, а в 2023 году она сократится, по западным оценкам, еще на 2,5%. Но будем надеяться, что мы будем учиться на чужих ошибках.
Другие сравнивают нынешнюю ситуацию в России с изоляцией советской эпохи. Или с 90-ми годами, когда развал СССР вынуждал и потребителей, и предпринимателей находить способы преодоления.
«СП»: Мобилизационная экономика должна сработать. Президент России Владимир Путин сказал же, что есть только один выход из — предоставить максимальную свободу бизнесу.
- Разрешили же параллельный импорт, брендовые товары, могут ввозиться без согласия владельца товарного знака. Их стоимость десятки миллиардов долларов. После введения санкций часть товаров в магазинах удалось заменить с помощью параллельного импорта. Но не все.
Есть дефицит в аптеках. Стало сложно купить некоторые антибиотики. Хотя это и из-за того, что их стали отпускать по рецептам. Исчезли импортные лекарства для лечения диабета, онкологии, ВИЧ, и для экстракорпорального оплодотворения. Говорят, из магазинов исчезли некоторые продукты для вегетарианцев типа агавы и батата…
Европейский Союз еще в самом начале запретил экспорт предметов роскоши стоимостью более 300 евро в Россию. Тут же продажи резко выросли в магазинах в Дубае и Турции. Оттуда ведь летают самолеты в Россию. Подсчитали что россияне приобрели предметов роскоши на семь миллиардов евро как у себя в стране, так и во время поездок за границу. Это до 3% мирового рынка предметов роскоши. Много это или мало? С учетом того, что мы россияне составляем лишь 2% мирового населения, то не так уж мало.