Найти тему
Жертва ЕГЭ

Поиск проблемы в художественном тексте (основной тип речи - повествование)

Если на экзамене попался текст, где есть герои, которые что-то делают, общаются между собой, с которыми что-то происходит, то текст этот художественный (хотя элементы публицистики в нём могут быть), ведущий тип речи в нём - повествование.

В этом случае для начала неплохо понять, что вообще происходит, сколько героев в тексте, от чьего лица ведется повествование. Важно: автора к герою-рассказчику приравнивать НЕЛЬЗЯ. Это будет трактоваться как фактическая ошибка.

После того, как мы выяснили, что и с кем происходит, нужно ответить на вопросы:

на чьей стороне симпатии автора?

почему ему нравится этот персонаж?

кто автору несимпатичен?

почему возникает антипатия?

осуждает автор отрицательного героя или жалеет его?

Чем больше вопросов задано и чем больше верных ответов на них дано, тем легче потом разобраться в тексте и сформулировать к нему проблему.

Если в тексте есть противопоставленные герои, то это облегчает задачу: комментарий можно будет построить на противопоставлении.

Посмотрим на конкретный текст В.А. Солоухина, давно гуляющий по сборникам и по интернету.

(1) Один раз в жизни мне довелось оказаться настоящим мошенником. 
(2) Мы были на практике в чужом городе, на большом авиационном заводе. (З)Шла вторая весна войны, и, надо полагать, авиационному заводу хватало забот помимо того, чтобы уделять время обучению желторотых практикантов. 
(4)И тут подтвердилась древняя мудрость: праздность — мать всех пороков. (5)Если бы мы, отстояв свою смену, усталые, пусть даже трижды голодные, приходили в заводскую столовую вместе с рабочими, обедали, разговаривая о нашей же работе и чувствуя себя с ними на равной ноге, нам, я уверен, и в голову не пришло бы сделать то, что мы сделали однажды. 

(б)Известно, что подростки, юноши — самый прожорливый народ. (7)С завтраком и обедом мы справлялись очень быстро, а ужинать нам, увы, не приходилось вовсе. 
(8)И вот как-то после обеда Яшка Звонарев вынул из кармана измятый талончик — такой же, по каким нам выдавали хлеб. 
— (9)На полу подобрал. (Ю)Таких из одного листа сотню нарезать можно. (И)Однако в этой бумажке двести граммов хлеба! (12)И знаете что... (13)У нас будет куча хлеба, братцы! — (14)С этими словами Яшка нарисовал на ладони чернилами: «13 июня 1942 года» — и приложил к бумаге. (15)На бумаге обозначились цифры и буквы. (16)Но были они бледные, а кроме того, читались наоборот. 
(17)И тут Генка Серов, ничего не говоря, вышел и пропадал около двух часов. (18)Появился он загадочно сияющий и положил на стол приспособление, которым в кинотеатрах ставят на билеты число, месяц и год. (19)С помощью этого приспособления мы напечатали целую гору талончиков, неотличимых от тех, которые нам выдавали в заводской столовой. 
(20)Когда мы пришли в столовую, Яшка обвёл нас тревожным взглядом. 

— (21)Рискуем? (22)Потом не жалеть. 
— (23)Клади, — ответил за всех Генка Серов. 
(24)Подавальщица — черноглазая, бледная, худая девушка — смахнула все наши талончики к себе на поднос и исчезла. (25)Мы переглянулись, и каждый, наверное, в лице другого прочитал тревогу. (26)Нет, мы не думали о том, с кого спросится за четыре килограмма хлеба, которые мы сейчас получим: с этой черноглазой полупрозрачной девушки или с раздатчицы, пожилой женщины с какой-то устойчивой усталостью в глазах. (27)Не думали мы и о том, что, может быть, этого хлеба не хватит рабочим, отстоявшим у станка по двенадцать часов. (28)Но зато впервые мы задумались о том, что будет с нами самими, если нас неожиданно разоблачат. 
(29)Я вдруг явственно увидел, что нас немедленно исключат из техникума. (ЗО)Мало того, нас, конечно, по законам военного времени, будут судить. (31)Много не дадут, но даже одного года в лагерях достаточно для того, чтобы поломалась и на десятки лет вперёд вылетела из колеи вся жизнь. 
(32)Вот движения девушки замедлились. (ЗЗ)Она снова начала перебирать все бумажки. (34)Раздатчица, пожилая, усталая женщина, вместе с ней наклонилась над бумажками. (Зб)Девушка кивнула головой в нашу сторону, и раздатчица нашла нас глазами и долго смотрела на нас, как бы что-то обдумывая. (Зб)Женщины на раздаче о чём-то поговорили и перестали глядеть в нашу сторону. 
(37)Как теперь всё будет дальше? (38)Наверное, раздатчица сейчас уйдёт куда-нибудь в задние комнаты и позвонит по телефону. (39)Ну точно! (40)Раздатчица вытерла руки полотенцем и ушла. (41)Вместо неё на раздаче появляется подмена — другая, тоже пожилая и тоже усталая женщина. (42)А черноглазая как ни в чём не бывало ставит на большой деревянный поднос тарелки с супами и кашами, а также тарелку с хлебом. (43)Хлеба на тарелке восемьсот граммов. (44)А на дне, под аккуратными чёрными ломтиками, лежат наши талончики. 
(45)Прежняя раздатчица снова появилась в окне. (46)Но мы не смотрим в её сторону. (47)Нам стыдно. (48)Мы, обжигаясь, не разбирая вкуса, съедаем гороховый суп, обжигаясь, глотаем безвкусную саговую кашу... 
(49)Только сейчас, спустя много лет, я подумал о том, что мы ушли тогда из столовой, не сказав спасибо ни черноглазой девушке-подавальщице, ни пожилой женщине на раздаче, с безнадёжно усталыми, военного времени глазами. 
(По В. Солоухину) 

У нас тут явно две группы персонажей:

1) практиканты, которых, по-видимому четверо: двоих мы знаем по именам (Яшка Звонарев, Генка Серов), рассказчик и их четвертый товарищ. О нем можно только догадываться, исходя из того, что 400 граммов на троих поделить нельзя.

2) работницы столовой: подавальщица и раздатчица.

К каждой из этих групп относится свой комплекс проблем.

Их можно выявить, задав вопросы:

1) что сделали практиканты? Подделали карточки и тем самым по сути обворовали рабочих завода и подставили работниц столовой, которых могли бы наказать за недостачу. Герои совершили неблаговидный поступок.

2) почему они так поступили? От недоедания и избытка свободного времени (о этом так в тексте и сказано: "Праздность - мать всех пороков").

! Из этого вопроса уже можно выделить проблему: почему люди совершают неблаговидные поступки?

3) понесли ли герои ответственность за совершенное преступление? С точки зрения закона, нет; но их наказала собственная совесть, которая даже по прошествии многих лет не дает рассказчику забыть о бесчестном поступке.

! Этот вопрос тоже может быть переведен в проблему: проблема ответственности за свои поступки.

4) поняли ли работницы столовой, что их хотят обмануть? Поняли, потому что "хлеба на тарелке", которую дали практикантам, было "восемьсот граммов. А на дне, под аккуратными чёрными ломтиками", лежали талончики, которые работницы столовой должны были забрать.

5) если поняли, то почему не доложили начальству? Потому что пожалели практикантов, которые из-за одной ошибки могли бы загубить свои жизни (о наказании за подделку карточек в военное время тоже сказано в тексте).

! Ответ на этот вопрос подводит к проблеме милосердия/жалости.

Вот так, задавая наводящие вопросы, можно выделить целый ряд проблем. Потом подобрать к каждой из них авторскую позицию и аргументы.

Не так страшен ЕГЭ, как подготовка к нему!