Любимое место олигархов, чиновников, ночных бабочек. И моё.
Слово «Куршевель» знает все – даже те, кто здесь никогда не был, а многие знают его по фотографиям или фильмам. Однако очень мало кто знает его любопытную историю. А ведь она весьма необычна. Кстати, Куршевелей на самом деле четыре – деревенский традиционный Ле Пра 1300, Куршевель 1550, Куршевель 1650 и самый гламурный Куршевель 1850.
Куршевель 1850 придумали во время второй мировой войны в немецком лагере для военнопленных два француза – Морис Мишо и Лоран Шоппе. Первый до войны работал инженером администрации области Савойя у подножья Альп, а второй писал диссертацию по урбанистике, посвященную развитию Трех долин. После освобождения Франции Мишо вернулся в родную Савойю, самый горный район Франции, который сильно пострадал после оккупации итальянцами и немцами. Жизнь и так была сложна в этом регионе, а после войны трудности только возросли. Поэтому местный совет решил воспользоваться тем фактически единственным богатством, которого было в избытке – горы и снег.
Совет поручил Мишо организовать в Трех Долинах курорт, который смог бы соперничать с соседними швейцарскими и австрийскими. Мишо привлек к проекту своего товарища по ларегю и за 15 лет они построили новый тип лыжной станции – распланированной так, чтобы максимально воспользоваться рельефом и нанести минимальный ущерб природе. Именно они первыми придумали концепцию, согласно которой все трассы сходятся внизу к одной точке, а трассы спланированы так, что можно передвигаться, практически не снимая лыж. Так что принятый во всем мире подход ski in/ski out родился в Куршавеле. Лоран Шоппе кроме того продумал также, как с помощью системы подъемников связать Куршевель 1850 с нижними деревнями и соседними долинами Мерибель и Валь-Торанс. А в 1954-м друзья убедили первого французского чемпиона по горным лыжам Эмиля Алле, который в то время жил в Америке, вернуться на родину и заняться организацией лыжных школ и спортивных центров.
Поначалу местная администрация, в которой преобладали социалисты, стремилась сделать из Куршевеля доступный и социально-ориентированный курорт – лыжную станцию для широких масс. Со временем директор курорта Жиль де ля Рок стал даже выделять стипендии детям из неблагополучных семей. Он был журналистом и использовал свои навыки, чтобы сделать курорт популярным и весьма в этом преуспел. Но как всегда бывает, у любой доброй идеи есть последствия. Де ля Рок так убедительно пропагандировал Куршевель, что сюда потянулись звезды шоу бизнесса, а студентов постепенно вытеснили не считающие денег бизнесмены. Роскошные рестораны, дорогие бутики, буйные вечеринки, одна из которых, как известно закончилась международным скандалом, – именно такие ассоциации чаще всего приходят в голову, когда слышишь слово Куршевель.
Впрочем это реально классное место - здесь действительно отличные самые разнообразные трассы, а Три долины – это самая большая зона катания в мире (около 200 подъемников, 600 км трасс). Впрочем по статистике только 50% приезжающих в Куршевель действительно катаются на лыжах или сноуборде.
А остальные развлекаются как могут - бесчисленные рестораны, спа, бутики привлекают тех, кому не интересен спорт. Я, кстати, тоже не великий лыжник, мне больше нравилось просто гулять, пить горячий шоколад в кафе на площади, наблюдать, как катаются другие. А еще здесь потрясающе весело отмечали Новый год - дискотека на главное площади почти на всю ночь, спуск инструкторов с факелами, потрясающий фейерверк, развлекательные соревнования. И в принципе, чтобы получить удовольствие от катания там, необязательно было тратить сумасшедшие деньги - многие жили в нижних деревнях, а утром поднимались на подъемниках в верхний городок.
В Куршевеле есть "русские сезоны" (конец декабря - начало января), когда цены взлетают до небес, поэтому, если нужно просто покататься, то лучше приехать в феврале или марте. Мы первые два года ездили по незнанию как раз в высокий сезон, но это оказалось проблемно – толпы народа, песни Антонова, несущиеся над главной площадью из всех громкоговорителей, концерты групп типа Звери или Мумий Тролль. Все это производило впечатление деревни Куршевелевка, так что мы стали приезжать в начале марта и тогда отдых был душевным. После известного скандала с Прохоровым "русские сезоны" зачахли и большинство русских переместились на другие курорты, а Куршевель заполонили экономные англичане и прижимистые немцы. И тогда французы, которые до этого возмущались засильем русских, загрустили по их щедрости и количеству. Но что поделать, sic transit gloria mundi, что в вольном переводе значит, «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Но зато Куршевель частично возвращается к первоначальной идее – просто хороший курорт, ориентированный на широкие массы, а не на нуворишей и олигархов.