В одной из компаний, где я раньше работала руководителем подразделения, мы проходили тренинг по Спиральной динамике. Он настолько всех воодушевил, что было принято решение провести игру в рамках всей компании. Игра продолжалась около полугода, и в ней участвовали все обособленные подразделения, как отдельные команды. На прохождение каждого уровня спиральной динамики командам отводилось 1-1,5 месяца. В начале уровня мы получали задания и должны были их выполнить в установленный срок. На фиолетовом уровне мы, как команда, получили следующие задания:
- Ввести в качестве традиции и соблюдать до конца уровня ежедневные утренние и вечерние объятия между всеми членами команды.
- Каждый член команды должен сыграть минимум по одному разу с остальными членами команды в «Дрозда». Это тактильная игра на знакомство друг с другом.
Испытание объятиями далось нам нелегко. Многие в коллективе с настороженностью отнеслись к этому заданию. Ведь до этого сотрудники тактильно не контактировали друг с другом. Что и говорить, во многих семьях не принято обниматься, поэтому обнять постороннего человека для некоторых было стрессом. Кроме этого, обнимать нужно было всех коллег вне зависимости от твоего отношения к ним. Это стало еще одним препятствием. Но постепенно мы преодолевали эти барьеры.
Интересно, что объятия с каждым сотрудником разительно отличались друг от друга. С кем-то они были крепкими и продолжительными, с кем-то – нежными, с другими – теплыми дружескими. Были и просто формальные, потому что надо. Для одного из сотрудников, на мой взгляд, традиция обниматься стала настоящим спасением, помогла приобрести уверенность в себе и начать движение к внутренним изменениям. Было любопытно наблюдать за этой трансформацией. И я считаю, что отправной точкой здесь стали наши объятия.
И еще одно наблюдение. Крепкие и продолжительные объятия были с неуверенными в себе сотрудниками. Чувствовалось, что одним объятием они хотели компенсировать все недополученные от близких людей. А вот дружескими объятиями мы обменивались с самодостаточными сотрудниками.
Игра закончилась, а традиция обниматься утром и вечером осталась. И вот что примечательно, когда в коллектив приходил новый сотрудник, каждый раз приходилось преодолевать этот барьер. Со стороны мы, наверное, смотрелись, как секта. Но когда мы начинали обниматься с «новичком», он понимал, что стал частью нашей семьи. Иногда это случалось через месяц, иногда больше. С некоторыми мы прощались, так и не успев обняться. В любом случае эта особенность нашего коллектива всегда вызывала у всех живой интерес. А я, как руководитель, гордилась этой традицией. Сплотили ли нас объятия? Определенно, да. Вырос ли уровень доверия внутри коллектива? Тоже да. Я считаю, что эта традиция помогала переживать нам сложные для коллектива периоды, потому что у всех было чувство, что мы на одной стороне.
Это был интересный опыт как для меня, так и для моих подчиненных. Я убеждена, что наличие добрых традиций в коллективе – огромный плюс.