Если выйти из Новгородского Кремля через Воскресенскую (Западную) арку, то пройдя несколько метров сразу оказываешься на одной из главных площадей Великого Новгорода - площади Победы-Софийской. Рассмотрим как появилось такое двойное название. Вначале она носила название - Софийская, затем в 1919 году новая власть переименовала её в "Площадь 9-го января" в память о жертвах "кровавого воскресенья". С 1946 года название изменилось на "Площадь Победы" в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В 1991 году площади вернули первоначальное название - Софийская. Но у кого-то что-то в голове произошло и в апреле 2005-го года, площади было присвоено двойное название "Площадь Победы — Софийская", которое сочетало в себе две эпохи Великого Новгорода. На площади, по традиции, как это происходило в советское время во многих российских городах стоит памятник вождю мирового пролетариата В.И.Ленину. Автором скульптуры был молодой в то время художник М.И. Шильников, впервые победивший в таком серьезном конкурсе.
В рассмотрении проекта непосредственно принимал участие А.В. Луначарский. Первоначальная скульптура вождя исчезла в дни оккупации Новгорода фашистами. В 1956 г. на существующий постамент была поставлена новая скульптура В.И. Ленина, изготовленная скульптором Д.П. Шварцем.
Напротив площади расположилось здание правительства новгородской области. Лепнина на здании типичная для советских учреждений. На самом верху развиваются два флага: российский и новгородской области.
В дни новогодних каникул на центральной площади Новгорода и вокруг наблюдается большое скопление народа. Кроме горожан сюда приезжают гости со всей России. Мы были в городе с 3 по 6 января, и гуляя в один из вечеров по площади, я окунулся в праздничную атмосферу города: играла весёлая музыка возле эстрады; сверкала огнями большая ель, установленная в центре площади; детишки катались на электромобилях; оживлённо работала новогодняя ярмарка, раскинувшая свои палатки вдоль Кремлёвского парка. См. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/63cc4d44cd8bcc467a94fff0.
Центральным фасадом на площадь "глядит" здание Музея изобразительных искусств. Это бывший Дом Дворянского депутатского собрания, построенный в 1851 году по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера (1802-1865), являлся главным административным и общественным зданием Новгорода. В нём проходили торжества 1862 года по случаю празднования Тысячелетия российской государственности, на которых присутствовал император Александр II с семьей и свитой.
С 2001 года в здании бывшего Дворянского собрания Новгородский музей представляет любителям искусства замечательное собрание произведений русских и европейских художников XVIII – начала XX веков. В ее составе произведения Д.Г. Левицкого, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, И.И. Левитана, В.А. Серова, Н.К. Рериха, К.С. Петрова-Водкина и художников самобытных, ныне малоизвестных. Часто на табличках к произведениям искусства я читал на месте автора - Неизвестный художник. Как мне пояснила одна их хранительниц зала, многие экспонаты собраны из дворянских усадеб новгородской области, и картины писали придворные художники, имена которых, увы, не сохранились. Хотя картины на мой вкус очень достойные и порой не уступают мастерству именитых художников. Когда входишь в здание, то слева находятся касса музея и сувенирный магазин, а справа гардероб. А впереди предстаёт парадная лестница с бюстом императора Александра II, ведущая к залам музея. См. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/63ce835e8f101922a6ab77df.
На площадке парадной лестницы размещено полотно, посвящённое торжествам 1862 года по случаю празднования Тысячелетия российской государственности и открытию в связи с этим памятника "Тысячелетие России" в Новгородском Кремле.
Музейное собрание не избежало потерь во время Великой Отечественной войны. Среди утрат были работы таких значительных мастеров как К.П. Брюллов, В.В. Верещагин, М.В. Нестеров, А.И. Куинджи, Б.М. Кустодиев, Н.И. Альтман, В.В. Кандинский, А.В. Лентулов. Но уже в конце 1940 – начале 1960-х годов новгородское собрание пополнилось рядом картин XIX – начала ХХ веков из расформированного Артиллерийского музея РККА, из коллекций Государственного Эрмитажа, Павловского дворца-музея. Крупным приобретением музея в 1979 году явилась коллекция портретной миниатюры XVIII - начала ХХ веков. В ряду поступлений последних десятилетий выделяются произведения Ф.А. Тулова, Я. Ромбауера, И.К. Айвазовского, П.П. Трубецкого.
В первом зале, в основном, выставлены портреты и бюсты российских императоров Павла I и Петра I, и императрицы Екатерины II выполненные художниками А.П.Антроповым (1716-1795), П.П.Пороховниковым, В.Л.Боровиковским (1757-1825), Д.Г.Левицким (1735-1822), скульпторами Ф.И.Шубиным (1740-1805), Н.-Ф.Жилле (1709-1791) и другими. См. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/63ce84e12dcdaf253dcb8daa.
Также в зале есть несколько образцов мебели и часов из усадеб и имений новгородской области (см. фото ниже).
Существующая экспозиция «Русское изобразительное искусство XVIII-начала XX вв.» располагается в шести залах и двух холлах второго этажа (общая площадь около 830 кв. м), в ней представлено около двухсот произведений. Учитывая особенности собрания, хронологический принцип показа совмещен с тематическим. Второй зал посвящён военному портрету в русском искусстве первой половины XIX века. См. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/63ce85c617a5ca3f223a0cf8.
Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии1813-1814 г.г. - одни из наиболее значительных событий в истории государства. В истории отечественной культуры военная тематика оставила существенный след, придав художественным произведениям особый пафос героизма и гражданственности.
В этом же зале в витринах представлены некоторые образцы оружия и военная атрибутика.
Ещё один зал знакомит нас с провинциальным портретом первой половины XIX века. Первая половина XIX века была временем подлинного рассвета русской усадебной культуры. Её блестящее начало восходит к предшествующему столетию и особенно к его второй половине, когда в 1762 году император Пётр III издал манифест "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству", а дальнейший пример императрицы Екатерины II , питавшей подлинную страсть к строительству, ориентировал знать на возведение столичных и загородных особняков, перестройку старинных родовых имений. Бытовой уклад, духовный и культурный характер усадебной жизни повлияли на возникновение особого круга живописи со своими задачами, идеалами и изобразительными формами.
Большая часть произведений, представленных в экспозиции, происходит из усадеб дворян Новгородской губернии. Интересные живописные собрания находились в усадьбах "Грузино" графа А.А.Аракчеева, "Марьино" графов Строгановых - князей Голицыных, "Выбити" князей Васильчиковых, коллекциях графини А.А.Орловой-Чесменской на мызе близ Юрьева монастыря и А.Н.Струговщикова в Чудово. В зале есть несколько образцов обстановки дворянских усадеб.
При переходе в следующий зал нас встречает большое полотно с изображением императора Николая I.
Очередной зал представляет русское академическое искусство первой половины XIX века. САмые значительные достижения в этой области связаны с императорской Санкт-Петербургской академией художеств.
Классическими образцами исторической живописи являются находящиеся в экспозиции произведения А.И.Иванова, А.Е.Егорова, П.В.Басина, Ф.А.Бруни. В них явственно проявились черты высокого классицизма - предельная простота и ясность изобразительного языка, рациональное построение композиции, подчёркнутая пластика форм и строгость рисунка.
Академический портрет представлен превосходными работами К.П.Брюллова, А.Г.Варнека, В.А.Тропинина, Г.Г.Гагарина, Б.Ш.Митуара. Развитие портретного жанра преимущественно было связано с идеями романтизма и шло по пути овладения цветовыми и фактурными возможностями живописи, поиска разнообразия композиционных вариантов. Первая половина XIX века - время расцвета портретной миниатюры, акварельного и карандашного портрета. В лучших работах О.А.Кипренского, П.Ф.Соколова, И.А.Винберга, А.Молинари можно отметить идеал художественного совершенства, гармонию образа.
В середине XIX века идеи классицизма претерпевают значительные изменения. Главенствующим становится официальное академическое направление, внешне соответствующее классическим нормам, но отражающее иные эстетические вкусы. Основные принципы академизма наглядно демонстрируют исторические полотна С.В.Сведомского, Г.И.Семирадского, С.В.Балаковича. Популярные сюжеты древней истории приобретают бытовую трактовку и более декоративное художественное претворение с яркими светотеневыми эффектами.
Академический пейзаж второй половины XIX века в собрании музея представлен превосходными произведениями А.П.Боголюбова, Н.Е.Маковского, И.К.Айвазовского, в которых получают дальнейшее развитие принципы плэнерной живописи с пространственным построением композиции и тончайшей разработкой свето-воздушной среды.
В 1894 году в Академии художеств под влиянием реалистического искусства были предприняты преобразовательные реформы, упразднившие строгую иерархию жанров и приблизившие исторические и бытовые темы к русской действительности. академическое искусство конца XIX - начала XX веков в экспозиции представлено во всём жанровом многообразии произведениями К.Е.Маковского, А.Д.Литовченко, Л.Ф.Лагорио, М.К.Клодта, К.Я Крыжицкого, И.Е.Крачковского, Н.Н.Каразина, А.С.Егорнова и других авторов.
Ниже, в своей фотогалерее, я представлю ещё ряд картин, скульптурных миниатюр и обстановки.
Следующий зал представлен работами Товарищества передвижных художественных выставок. В 1860-1870-е г.г. русское искусство приобретает всё большую социальную направленность. Представители прогрессивной живописи учредили свою выставочную организацию - Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1924).
В собрании новгородского музея Товарищество передвижных художественных выставок представлено произведениями ведущих мастеров, таких как И.Н.Крамской, Н.Н.Ге, И.Е.Репин, И.И.Шишкин, В.Д.Поленов, И.И.Левитан, В.Е.Маковский, И.И.Творожников, М.М.Антакольский.
Огромное значение передвижники придавали мировоззрению художника, не только воплощающего тот или иной замысел, но и критически осмысливающего мир. Они внесли принципиально иное понимание тем исторического и бытового жанров, создали новую линию психологического портрета. В рамках этих жанров художники отражали насущные проблемы общественной жизни, наполнив произведения острым социальным звучанием, изображали драматические судьбы не только отдельных людей, но целых поколений. Именно в творчестве мастеров-передвижников впервые получает широкое развитие русский пейзаж. Объединив наиболее значительных мастеров, Товарищество вместе с крупнейшими писателями и композиторами на протяжении нескольких десятилетий стояло во главе духовной жизни русского общества и оказало огромное влияние на развитие отечественного искусства.
Продолжение следует...
Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить интересное.