В Институте изучения морских млекопитающих в Миссисипи дельфин Келли завоевал неплохую репутацию. Все дельфины в институте обучены держаться за любой мусор, который попадает в их бассейны, пока они не увидят тренера, когда они могут обменять мусор на рыбу. Таким образом, дельфины помогают поддерживать чистоту своих бассейнов.
Келли продвинулась в этой задаче еще на один шаг. Когда люди бросают бумагу в воду, она прячет ее под камнем на дне бассейна. В следующий раз, когда мимо проходит дрессировщик, она спускается к скале и отрывает листок бумаги, чтобы отдать дрессировщику. После награды за рыбу она возвращается, отрывает еще один лист бумаги, получает еще одну рыбу и так далее. Это поведение интересно, потому что оно показывает, что у Келли есть чувство будущего и откладывает удовлетворение. Она поняла, что большой лист бумаги получает ту же награду, что и маленький, и поэтому доставляет только маленькие кусочки, чтобы сохранить дополнительную пищу. Она, по сути, обучила людей.
Ее хитрость на этом не остановилась. Однажды, когда чайка залетела в ее бассейн, она схватила ее, подождала дрессировщиков, а затем отдала им. Это была большая птица, и поэтому дрессировщики давали ей много рыбы. Это, казалось, натолкнуло Келли на новую идею. В следующий раз, когда ее кормили, вместо того, чтобы съесть последнюю рыбу, она отнесла ее на дно бассейна и спрятала под камнем, где она прятала бумагу. Когда рядом не было дрессировщиков, она вытаскивала рыбу на поверхность и использовала ее для приманки чаек, которых она ловила, чтобы добыть еще больше рыбы. Освоив эту прибыльную стратегию, она научила своего детеныша, который научил других детенышей, и поэтому травля чаек стала популярной игрой среди дельфинов.
Интеллект” - это термин со многими определениями и толкованиями. Это достаточно сложно измерить у людей, не говоря уже о других животных. Большой мозг традиционно ассоциируется с большим интеллектом, а мозг взрослого дельфина-афалины примерно на 25% тяжелее мозга среднего взрослого человека. Однако, как правило, у более крупных млекопитающих, как правило, мозг больше, и поэтому более точная оценка мощности мозга определяется отношением размера мозга к размеру тела - “коэффициентом энцефализации” (EQ). В то время как у речных дельфинов эквалайзер равен 1,5, у некоторых дельфинов эквалайзер более чем в два раза выше, чем у наших ближайших родственников: у горилл 1,76, шимпанзе 2,48, афалин 5,6. Эквалайзер афалины превосходит только человеческий, который составляет 7,4 (австралопитеки - гоминиды, жившие около 4 миллионов лет назад, - попадают в диапазон дельфинов: 3,25-4,72). Но мы недостаточно знаем о работе мозга, чтобы быть уверенными в том, что эти анатомические измерения действительно представляют. Сегодня большинство ученых разделяют мнение о том, что поведение, а не структура, должно быть мерой интеллекта внутри вида.
Дельфины изобрели целый ряд стратегий кормления, которые более чем соответствуют разнообразию мест обитания, в которых они живут. В устье реки у побережья Бразилии дельфины тукуси регулярно ловят рыбу, “ударяя хвостом”. Они подбрасывают рыбу на расстояние до 9 метров своими хвостовыми плавниками, а затем подбирают оглушенную добычу с поверхности воды. Дельфины Пила в Магеллановом проливе у берегов Патагонии добывают корм в зарослях водорослей, используют водоросли, чтобы замаскировать свое приближение и отрезать рыбам путь к отступлению. В заливе Галвестон, штат Техас, некоторые самки афалин и их детеныши следуют за лодками с креветками. Дельфины заплывают в сети для ловли креветок, чтобы взять живую рыбу, а затем снова выползают - навык, требующий опыта, чтобы избежать запутывания в рыболовных сетях.
Дельфины также могут использовать инструменты для решения проблем. Ученые наблюдали, как дельфин уговаривал сопротивляющуюся мурену выбраться из расщелины, убив рыбу-скорпиона и используя ее колючее тело, чтобы ткнуть в угря. У западного побережья Австралии дельфины-афалины закрывают морды губками, что защищает их от шипов каменных рыб и скатов, когда они добывают корм на мелководье морского дна.
Способность дельфинов придумывать новые модели поведения была проверена в знаменитом эксперименте, проведенном известным экспертом по дельфинам Карен Прайор. Два дельфина с грубыми зубами были вознаграждены всякий раз, когда они придумывали новое поведение. Обоим дельфинам потребовалось всего несколько испытаний, чтобы понять, что требуется. Аналогичное испытание было проведено с людьми. Людям потребовалось примерно столько же времени, чтобы понять, чему их учат, как и дельфинам. И у дельфинов, и у людей был период разочарования (даже гнева у людей), прежде чем они “поняли”. Как только они поняли это, люди выразили огромное облегчение, в то время как дельфины взволнованно носились по аквариуму, демонстрируя все более и более новое поведение.
Дельфины быстро учатся. Детеныши остаются со своими матерями в течение нескольких лет, что дает время и возможность для всестороннего обучения, особенно путем подражания. В дельфинарии человек, стоявший у окна бассейна, заметил, что за ним наблюдает детеныш дельфина. Когда он выпустил струю дыма от своей сигареты, дельфин немедленно поплыл к своей матери, вернулся и выпустил полный рот молока, вызвав эффект, аналогичный сигаретному дыму. Другой дельфин имитировал скрежет смотрового окна бассейна дайвером, даже копируя звук клапана подачи воздуха в акваланге, выпуская струю пузырьков из своего дыхала.
Многие виды живут в сложных обществах. Чтобы вписаться, молодые дельфины должны знать об условностях и правилах общества дельфинов, командной работе и о том, кто есть кто в группе. Для этих дельфинов игра предоставляет идеальную возможность узнать об отношениях относительно безопасным способом. В заливе Сарасота во Флориде Рэндалл Уэллс и его команда наблюдали за группами молодых самцов дельфинов-афалин, ведущих себя как шумные подростки. Используя голову для подъема, один дельфин может даже поднять другого дельфина в воздух, фактически выбросив его из воды. Неясно, что именно происходит. Это может быть игрой, но, скорее всего, это серьезные взаимодействия, которые определяют социальные отношения.
Дельфины постепенно выстраивают сеть отношений, начиная от прочной связи между матерью и детенышем и заканчивая случайными “дружескими отношениями” с другими членами сообщества. Уэллс и его команда были первыми, кто заметил, что взрослые самцы дельфинов-афалин, как правило, тусуются парами. Мотивация дельфинов к объединению изучается, но может включать экологические и / или репродуктивные выгоды. Дельфины также могут образовывать “суперганги”. Ричард Коннор и его команда в Шарк-Бей, Западная Австралия, обнаружили группу из 14 самцов. Супергруппа была силой, с которой приходилось считаться. За три года изучения он ни разу не проиграл.
Чтобы отслеживать множество различных отношений внутри большой социальной группы, нужна эффективная система коммуникации. В морской лаборатории бассейна Кево на Гавайях Лу Херман и его команда приступили к проверке способности дельфинов понимать наш язык. Они разработали язык жестов для общения с дельфинами, и результаты были замечательными. Дельфины не только понимают значение отдельных слов, они также понимают значение порядка слов в предложении. (Один из их звездных дельфинов, Акеакамаи, выучил словарный запас из более чем 60 слов и может понимать более 2000 предложений.) Особенно впечатляет непринужденное отношение дельфинов, когда вводятся новые предложения. Например, дельфины, как правило, правильно реагировали на “коснитесь фрисби хвостом, а затем перепрыгните через него”. Это имеет характеристики истинного понимания, а не жесткого обучения. Дельфины также общаются с помощью прикосновений и поз тела. По человеческому определению, в настоящее время нет доказательств того, что у дельфинов есть язык. Но мы едва начали записывать все их звуки и сигналы тела, не говоря уже о том, чтобы пытаться их расшифровать.
В морской лаборатории бассейна Кево на Гавайях Лу Херман и его команда приступили к проверке способности дельфинов понимать наш язык. Они разработали язык жестов для общения с дельфинами, и результаты были замечательными. Дельфины не только понимают значение отдельных слов, они также понимают значение порядка слов в предложении. (Один из их звездных дельфинов, Акеакамаи, выучил словарный запас из более чем 60 слов и может понимать более 2000 предложений.) Особенно впечатляет непринужденное отношение дельфинов, когда вводятся новые предложения. Например, дельфины, как правило, правильно реагировали на “коснитесь фрисби хвостом, а затем перепрыгните через него”. Это имеет характеристики истинного понимания, а не жесткого обучения.
Лу Херман и Адам Пак научили дельфинов двум дополнительным сигналам. Один они назвали “повторным”, а другой “другим”, что требовало изменения от текущего поведения. Дельфины ответили правильно. Еще один тест на осознанность - зеркальные эксперименты. Диана Рейсс и ее исследователи установили зеркала в Нью-Йоркском аквариуме, чтобы проверить, достаточно ли самосознательны два дельфина-афалины, чтобы распознать свое отражение. Они нанесли нетоксичные черные чернила на различные места тела дельфинов. Дельфины подплыли к зеркалу и выставили черную метку, чтобы проверить ее. Они проводили больше времени перед зеркалом после того, как были отмечены, чем когда они не были отмечены. Способность узнавать себя в зеркале предполагает самосознание, качество, ранее наблюдавшееся только у людей и человекообразных обезьян.
Дельфины не только узнают свои зеркальные отражения, но и могут смотреть телевизор. Обученные языку шимпанзе научились адекватно реагировать на телевизионные экраны только после длительного периода обучения. Напротив, дельфины Лу Хермана отреагировали соответствующим образом в самый первый раз, когда их увидели по телевизору.
Конечно, понимание телевидения мало полезно в дикой природе, но способность реагировать на новые ситуации имеет огромное значение. На мелководье Флоридского залива Лора Энглби и ее команда недавно обнаружили оригинальную стратегию рыбной ловли. Некоторые местные группы дельфинов, похоже, используют круг грязи для ловли кефали. Действие обычно начинается с того, что один дельфин стремительно уплывает. Затем он ныряет под поверхность, огибая косяк рыбы, поднимая по пути грязь. По сигналу другие дельфины в группе занимают позицию, образуя барьер, чтобы перекрыть любые подводные пути эвакуации. Когда круг грязи поднимается на поверхность, кефаль оказывается в ловушке. Их единственный выход - выпрыгнуть прямо из воды и невольно попасть прямо в открытые пасти ожидающих дельфинов.
Еще многое предстоит узнать об этих гибких способностях решать проблемы, но, судя по имеющимся на данный момент доказательствам, кажется, что дельфины действительно заслуживают своей репутации высокоинтеллектуальных.