Намедни мне сообщили, что состоялся пересмотр тарификации, после свеженьких заключений ПМПК донесенных родителями деток до школы - так вот, согласно этой новой тарификации у меня 24 часа занятий в неделю, только с детьми с ОВЗ, которых у нас в школе на настоящий момент 14.
И я не буду сейчас рассуждать о том, что к этим занятиям нужно худо-бедно готовиться, составлять планы, а до надомников еще нужно сначала дойти, а потом и вернуться.... пусть 24 академических будут 16 часами астрономическими - но если 16 астрономических часов в неделю заняты четырнадцатью детьми с особыми потребностями, то как в оставшиеся 24 рабочие часа (всего рабочая неделя 40 часов) втиснуть работу с остальными четырьмя сотнями школьников? Особенно учитывая, что три часа в день (с 9.00 до 12.00) - непосредственно с детьми ничего и не сделаешь - так как у всех детей в это время уроки. Эти три часа в день по планированию отводятся на работу с документами (и не хватает), а по факту - на работу на замене или на "пожарные" случаи - вроде чьих-то истерик, ссор и т.д.
До появления инклюзии, и в первые годы ее появления (пока деток с ОВЗ было мало) я проводила развивающие занятия с детьми каждого класса - с первого и по 5-6. В каждой параллели набирала группу 10-15 человек и водила к себе в кабинет. Цель была простая - чтобы, когда детишки начальной школы подрастут, для них кабинет психолога не был бы "терра инкогнито" - то есть неизведанной территорией, куда "стремно" идти.
И это работает до сих пор - дети 6-9 классов забегают в кабинет просто поздороваться, или поиграть во что-то. Пятые классы тоже приходят - но исключительно потому, что я у них много работала на замене - и возможности кабинета они знают уже хуже - а когда показываешь игру, в которую с удовольствием играют старшие классы - пятиклашки носики воротят - "фи, это для малышей" - уже успели себе барьеров понастроить. А с будущими пятиклассниками будет хуже - они из параллели, где учителя не болеют и не учатся)))). Мы с ними вообще мало знакомы - с классами я имею в виду.
Вообще нынешние ученики начальной школы попали в "темные времена" - то пандемия была, а теперь вроде как пандемия прошла - а играть и знакомиться с ними мне некогда - и это обязательно аукнется в среднем звене.
Но это-то еще аукнется, а ведь есть дети, которым помощь нужна "здесь и сейчас" - это и дети на опеке, в том числе пережившие смерть родителей, это и дети, которые стоят на учете в полиции, дети, у которых серьезные проблемы с нарушением поведения - и вот последних деток в школе очень много - с первого и по 11 класс. И всех их взять на занятия я не могу уже сейчас. Хотя должна бы.
А еще есть плановые вещи, которые вообще непонятно когда делать - занятия по профориентации, по развитию сплоченности классов, профилактика буллинга, суицидального поведения и т.д. и т.п.
В общем посчитала я вчера вечером - работы психолога в моей маленькой школе - если делать только то, что крайне необходимо делать - на 145 часов в неделю. Это без работы с документами. 145: 40 (количество рабочих часов в неделю) - выходит 3, 625 ставки.
А я-то думаю, почему ничего не срастается-то?
Но, по существующей рекомендации, на школу с количеством детей 500 человек положена одна ставка психолога. Правда давалась эта рекомендация на самом старте создания психологической службы в школе - до появления инклюзии, и до того, как детские суициды были признаны огромной проблемой - но кого это волнует?
Мое мнение, которое, естественно, никто не спрашивает - психологи в школе должны быть по направлениям - один психолог должен заниматься детьми с особыми образовательными потребностями (при том, что их в школе больше 10), другой работой с детьми, склонными к разрушающему поведению (агрессия, самоагрессия), а третий уже профилактическими и развивающими программами по плану.
А в настоящее время получается, что все время уходит на детей исключительно проблемных - а на ребят, которые бодры и веселы не остается ни секунды - поэтому все больше проблемных и все меньше тех, кто бодр и весел.
Всем хорошего настроения и продуктивных выходных!