Найти тему

Почему новый Чебурашка вызывает печаль?

Оглавление
«Чебурашка», 2022, режиссёр Д. Дьяченко. Кадр из трейлера
«Чебурашка», 2022, режиссёр Д. Дьяченко. Кадр из трейлера

Новый друг лучше старых двух?

Когда садовник Гена, в исполнении Сергея Гармаша сказал в конце фильма о том, что Чебурашка как бы заново родился и запел в его честь знаменитый хит «Пусть бегут неуклюже...», мне вдруг стало пронзительно грустно и немного страшно.

С каждой строчкой песенки, которую я зачем-то помню наизусть с детского сада, старый плюшевый друг, созданный Кларой Румяновой, уплывал от меня прочь, всё дальше, словно Боромир в лодке смерти по Андуину моего детства. А на освобождающемся месте в актуальном взрослом мире стал утверждаться друг новый, харизматично и точно сыгранный лицом и ртом Ольги Кузьминой.

Слушал я песню и понимал, что ситуация складывается глупая. Какие вообще претензии можно предъявить этому новому другу? Он во всех смыслах отличный парень! Это не убогий Шурик-2, и не скучный Лукашин-2 из ремейков советских фильмов. Он, если разобраться, во всех смыслах лучше старого.

Кто-то пишет о плохой компьютерной графике в новом фильме. Не знаю, я в этом не специалист. Знаю только, что старый, кукольный Чебурашка двигался намного хуже этого, а его всё равно любили.

-2

Новый Чебурашка объединяет в своём характере самые яркие и узнаваемые черты почти всех любимых персонажей детской литературы и кино для младшего школьного возраста:

  • Чебурашка-2022 прилетает вместе с ураганом, подобно Элли из «Волшебника Изумрудного города» или подобно Мэри Поппинс;
  • Он приносит удачу тем, кто его приручил, как домовёнок Кузя;
  • Он мечтает стать человеком, подобно Пиноккио или Электронику;
  • Он по-прежнему похож на маленькую плюшевую игрушку и любит вкусно покушать как Винни-Пух;
  • Он обладает таинственным педагогическим даром, как Мэри Поппинс;
  • Он неуклюжий, быстрый и нескладный как Незнайка/ Сыроежкин и при этом смышлёный как Знайка или тот же Электроник.

Хорошо ещё, что авторы нового фильма не стали наделять Чебурашку сверхспособностью: в конце концов это детский, а не подростковый фильм.

Хотя почему не стали? Новый Чебурашка обладает сверхразумом, это герой, упавший с неба, как магистр Йода или упомянутая Мэри Поппинс, которая в книге П. Трэверс имеет все черты хтонической богини, если читать полную версию сказки.

Еще одна параллель нового Чебурашки, упавшего с неба - спилберговский ET. Даже легендарный пролёт с ребёнком по ночному небу в фильме есть. Уши вместо велосипедных колёс.

От инфантильного зверька, созерцающего за монотонной юлой в телефонной будке, новый Че сильно отличается.
От инфантильного зверька, созерцающего за монотонной юлой в телефонной будке, новый Че сильно отличается.

Кукольный Чебурашка всё

Этот принципиально другой. Сильный, бесстрашный, добрый, верный, у которого, между прочим, есть зубы и активно пускаемые в ход когти, которые, впрочем, он использует исключительно в мирных целях.

Какое время, такие песни. Отрастишь тут когти, когда тебя на полном серьёзе норовят убить то лопатой, то вилами. Или таскают на поводке, как декоративную собачку.

...Отрадней спать, отрадней игрушкой быть.

И всё-таки грустно. Оттого, что я и мои дети смотрели фильм Качанова, а мои возможные внуки скорее всего будут смотреть фильм Дьяченко.

Не нужно иллюзий: кукольный Чебурашка всё.

Просто потому, что эстетика полнометражных фильмов У. Диснея, в которой снят новый фильм, намного увлекательнее для детей эстетики советского кукольного фильма, которая и советским-то детям, если честно… Ну да ладно, сейчас не об этом.

В общем, Чебурашка умер. Да здравствует Чебурашка-джедай, Чебуратор-2, СверхЧебурашка.

Будущее наступило, пути назад нет
Будущее наступило, пути назад нет

Поймите правильно: моя грусть – не возрастная ностальгия

Просто фильмы Р. Качанова – делались как безусловное искусство, а кино 2022 года – безусловная индустрия.

У Качанова и Успенского всё было ново – само слово Чебурашка, ушастый образ Л. Шварцмана, и конечно, мир странного социализма, в котором можно за 10 дней построить дом, получить в подарок 500 эскимо, с весёлыми песнями доехать на крыше вагона в Ялту...

Этот мир не был идеальным. Продавцы в этом мире крали апельсины, директора заводов закапывали трубу в реку, бюрократы давали только одну машину кирпича… А еще в нём были браконьеры-патриоты, высокомерные пионеры, пенсионеры-хулиганы, ручные крысы и при этом все тааак одиноки! Но он был похож на реальный мир за окном.

Животные и люди были наивными, добрыми и от серии к серии не менялись. А серии снимали не часто.

В новом же «Чебурашке» всё иначе. Перипетии в истории выстроены так напряжённо, что можно по сценарию преподавать теорию драмы. Дуги характеров основных персонажей не снились и Шекспиру, куда уж там Успенскому – Чебурашка, Гена, Римма, Таня заметно меняются от начала к концу.

Более мультяшно и статично, но с помощью точных штрихов решены второстепенные персонажи. Моя версия, что их немного картонными сделали специально, чтобы сохранить связь с мультфильмом. Нет ни одного случайного героя – если у кого в титрах есть имя, его невозможно забыть.

И символы, и флэшбэки, всё на месте. Чего стоит хотя бы мысль, что любовь, потерянная на дельтаплане, через годы возвращается с ураганом. Или что нельзя предавать одного близкого человека ради счастья другого. Вот скажите, вы можете навскидку вспомнить историю с такой фабулой?

Но несмотря на то, что история реально, без дураков, трогает, упаковка вторична, как в фильмах Тарантино – и парадный костюм Гены, и шахматы, и шоколадная фабрика шоколадный магазин, и ракета, и аутичный ребёнок, и падение с дерева, и песня.

И шутки про йети, мокренькую…, с руля, абрвалг, трёх мушкетёров, хоть и все на месте и прекрасно вписываются в семейный формат, уже были пошучены раньше. На общем фоне выделяется лишь каламбур про белорусскую ушастую овчарку.

В промороликах авторы всё время говорят про то, что фильм ламповый. Я с этим вполне согласен. Действительно ламповый. Только по ассоциации вспомнилось мне почему-то, как один русский философ выразился о музыкальной фантазии Скрябина «Прометей. Поэма огня»:

У него получилась не поэма огня, а поэма электричества.

Тут мне, конечно, скажут, что так и было задумано.

Может быть. Но Чебурашка-то в фильме сделал заявку, чтобы стать человеком, мыслящим существом.

Спустился с неба как Мэри Поппинс, будь добр подняться до уровня Электроника. И это реально напрягает: а это точно Чебурашка? Тот самый, который «Строили мы строили, и наконец построили» и «Мышка сушек насушила...»? Авторы, вы ничего не перепутали? Ладно, проехали.

-5

Допустим, это новый герой. Но если так было задумано, то стоит ли становиться человеком, жить и чувствовать в этом стерильном комфорте уборщиков, шоколадных магазинов, где даже охранники не дерутся, а... вызывают полицию?

Где ураган, и тот апельсиновый, а директор Дендропарка крадёт жирафов по заказу, а Шапокляк, которая в оригинале лазала по деревьям и стреляла из рогатки, здесь даже не Ксения Собчак в старости, а просто несчастная бизнес-леди.

Что в нём и делать, в этом мире?

Убирать дорожки, играть в шахматы, летать на дельтапланах, воровать друг у друга рецепты шоколада? Нас всех посадили на поводок этого мира, словно белорусских ушастых овчарок. И за пределы его больше не выйти.

1 января 2023 года параллельно с «Аватаром», как оранжевая революция с неба упало будущее. Неотвратимое и коричневое, как Чебурашка или конфеты «Радость моя». Никаких больше волшебников в голубых вертолётах, не говоря о бесплатном кино. Как скомандовала Римма: «Ешь!»

-6

Пройти опрос о фильме «Чебурашка»:

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ