Китай в декабре импортировал рекордный объем «малазийской» нефти — 5,52 млн тонн, или 1,3 млн баррелей в сутки, следует из данных Главного таможенного управления страны. Это почти втрое превышает среднесуточную добычу нефти в Малайзии.
В декабре Малайзии удалось стать третьим по величине поставщиком нефти в Китай, уступив два первых места Саудовской Аравии и России соответственно. Поставки из Ирака составили 5,06 млн тонн, а из ОАЭ — 4,95 млн тонн.
Воды Малаккского пролива и Южно-Китайского моря долгое время были центром перевалки нефти и нефтепродуктов с одного танкера на другой, зачастую для маскировки происхождения груза. Баррели из Ирана и Венесуэлы здесь и ранее подвергались «ребрендингу» и выдавались за нефть из Малайзии и Омана.
В целом, в прошлом году Китай импортировал 35,7 млн тонн сырой нефти из Малайзии, что сделало эту страну шестым по величине поставщиком после Бразилии и членов ОПЕК Кувейта и Анголы. Россия занимает вторую строчку в рейтинге поставщиков нефти в Китай.
По итогам 2022 года импорт российской нефти в Китай вырос на 8%, до 86,25 млн тонн. Лидерство удерживает Саудовская Аравия с 87,49 млн тонн нефти.
Перевалка в море с одного судна на другое (ship-to-ship, STS) — распространенная практика, которая используется для санкционной нефти. Перевалочным пунктом в Азии стала Малайзия. Трейдеры покупают санкционную нефть с дисконтом, смешивают ее с другими сортами, а итоговая смесь продается уже как несанкционная. Соответственно, трейдеры, которые совершают подобные операции для последующей перепродажи энергоносителей, получают существенную прибыль. Нефть сорта ВСТО (ESPO), отгружаемая с Дальнего Востока в порту Козьмино, продается без скидки, а дисконт возникает при покупке Юралс (Urals) - основной российской экспортной марки, изначально ориентированной на покупателей в Европе. Это означает, что сейчас ее нужно везти из портов на Балтике в страны Азиатско-Тихоокеанского региона на большие расстояния, но с учетом того, что в настоящее время, если Urals стоит в районе 32-33 долларов за баррель, то даже дополнительные транспортные издержки вполне могут сделать транспортировку прибыльным делом. Владельцы нефтебаз в Сингапуре и Малайзии повышают свои ставки на аренду резервуаров, видя, что хранилищ не хватает, и, таким образом, маржа распределяется по всей цепочке.
Нефтеприемные терминалы Сингапура, не запретившего импорт российской нефти и нефтепродуктов, в декабре 2022-го приняли в 2 раза больше нафты из России (продукт переработки нефти) с мазутом, чем годом ранее. Отдельно нафты, например, импортировано почти в 40 раз больше, чем в 2021-ом (2,6 млн баррелей).
Спрос на нефтяные резервуары в Сингапуре стремительно растет, что свидетельствует о том, что поток российского топлива смешивается и реэкспортируется затем по всему миру, сообщает агентство Bloomberg. Резервуары в этом городе-государстве раскупаются ради получения прибыли от смешивания дешевого топлива из России с поставками из других источников. Этот процесс помогает скрыть происхождение энергоносителей.
Трейдеры могут получать до 20% выручки на «миксе» российской нефти с другими сортами. Например, Сингапур не вводил запрет на импорт российской нефти и нефтепродуктов, хотя его компаниям запрещено вести дела с бизнесом из России.
Тенденция к увеличению поставок энергоресурсов в Азию и растущей роли хабов в их перераспределении может еще больше усилиться в ближайшие недели, поскольку Европа с 5 февраля вводит эмбарго на морскую транспортировку нефтепродуктов из России. В хабах найдут применение российские виды топлива, такие как газойль, нафта и мазут, поскольку многие азиатские страны не занимают жесткой позиции в отношении санкций.
«Мы наблюдаем увеличение количества запросов на краткосрочное и спотовое хранение», — отмечает представитель компании по хранению нефти Advario Asia Pacific Pte. Компания проверяет источник продукции на соответствие санкциям, прежде чем принимать груз.
Шестимесячная аренда сингапурских хранилищ мазута и сырой нефти выросла на 17-20% по сравнению с прошлым годом, заявили руководители фирм-операторов резервуаров.
Увеличение объемов российской нафты, поступающей в сингапурские резервуары, скорее всего, будет реэкспортировано на рынки Северо-Восточной Азии. Вполне вероятно, что такие центры, как Сингапур и Фуджейра, будут продолжать играть главную роль в ребрендинге этих баррелей для распространения в своих регионах.
По словам Уильяма Тана, старшего вице-президента сингапурской консалтинговой компании по морскому топливу Miyabi Industries, трейдеры и поставщики топлива сейчас заняты хранением и смешиванием нефти из-за «очень хорошей» прибыли от такой деятельности.
По его словам, это связано с наличием очень дешевых поставок российского мазута и других нефтепродуктов. Это стимулирует посредников превращать сорта в смеси, которые можно перепродать по гораздо более высокой цене, что побуждает трейдеров и поставщиков топлива искать береговые резервуары или морские плавучие хранилища для таких манипуляций.
Накануне США с союзниками договорились ввести два потолка цен на нефтепродукты из России в зависимости от их категории. Предполагается введение одного потолка для нефтепродуктов, которые обычно торгуются с надбавкой по отношению к сырой нефти, таким как дизельное топливо или бензин. Другой потолок цен будет введен для продуктов, которые торгуются со скидкой по отношению к сырой нефти, таким как мазут.
Решение было принято по итогам виртуальной встречи замминистра финансов США Уолли Адейомо с коллегами из стран, которые применяют механизм ограничения цен на российскую нефть, поставляемую морским путем.
Цены на нефть растут вторую неделю подряд благодаря оптимизму инвесторов в отношении спроса на нефть в Китае. Нефтеперерабатывающие компании в КНР наращивают закупку сырья, рассчитывая на рост потребления энергоносителей в стране вслед за снятием карантинных ограничений и празднованием китайского Нового года по лунному календарю с масштабной миграцией населения.
Спрос на нефть в этой стране на 500 тыс. баррелей в сутки (б/с) в 2023 году, считает генеральный секретарь ОПЕК Хайсам аль-Гайс.
Оценка ОПЕК отличается от озвученного ранее консенсус-прогноза аналитиков, которые ожидают, что потребление нефти в Китае в 2023 году вырастет на 800 тыс. баррелей в сутки и достигнет рекордного уровня в 16 млн баррелей в сутки. Международное энергетическое агентство, Wood Mackenzie, Goldman Sacks, Morgan Stanley, ING Group NV и UBS Group AG положительно оценивают перспективы роста спроса на нефть.
Генсек ОПЕК отметил, что растущий спрос в Китае наблюдается уже сейчас. Напомним, что китайские компании в 2022 году сократили импорт нефти на 0,9% по отношению к 2021 году, до 508,28 млн тонн.
Европа тем временем спешит запастись российским дизельным топливом до того, как вступающий в силу 5 февраля запрет на импорт из РФ может привести к росту цен. По данным Vortexa, в первые две недели января европейские страны скупили почти 8 млн баррелей российского дизтоплива, что примерно соответствует объему импорта в это же время в прошлом году. Импорт в четвертом квартале 2022 года вырос почти на 19% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.