Напомнили снова о себе ветераны тяжелого цеха. Один выпустил новый альбом в прошлом году, в текущем ждем от другого. Есть повод порассуждать о них.
Как всегда, не буду пересказывать истории коллективов. Никому не надо рассказывать здесь, что лидер Megadeth играл в первом составе Metallica и ушел оттуда со скандалом. История не знает сослагательного наклонения, не будем фантазировать, что было бы, если бы события развернулись по другому. Давайте считать так, была одна хорошая группа, а стало две. Но соперничество между группами после произошедшего является вполне логичным следствием.
Попробую разобраться в итогах уже сорокалетней конкуренции. Естественно, все это только мое мнение. И касается оно только музыкальной составляющей, личные качества музыкантов мне неизвестны и неинтересны.
По вспоминаю. С Металликой я познакомился относительно поздно. Году в1987 примерно. Это была запись Ride the Lightning 1984 года. Первое прослушивание меня очень озадачило. Я вообще ничего не разобрал, кроме акустических вступлений, музыка показалась каким - то грохотом. До этого, наверное, самое тяжелое, что приходилось слышать, это Accept и Judas Priest.Но знающие люди посоветовали попробовать послушать еще.
Сейчас мне такое сложно представить, я никогда не даю никому второго шанса в этом плане, если музыка не зашла, значит - не мое. Но я был молод и упорен и раза с четвертого понял, что это чуть ли не самое лучшее, что я вообще слышал. Оказалось, что группа очень даже мелодична, а песни весьма разнообразны, а главное - это было чем - то абсолютно новым. Но так получилось, что на тот момент это была единственная запись Металлики, которую мне удалось добыть.
Годом позже в Москву завезли югославское издание нового альбома ...And Justice for All. Кстати, югославские пластинки («южки» как их называли), были очень неплохи по качеству винила и полиграфии. Мне удалось добыть этот диск после двухчасового стояния в очереди и небольшой потасовки. Стоил, кстати, недешево - 25 рублей. Нежелающие стоять в очереди могли купить этот диск рядом с очередью у «добрых дядей», но уже за 50 рублей. Кто тогда не жил или забыл уже, напомню, 200 рублей в месяц считалось уже неплохой зарплатой, а проезд в метро или автобусе стоил 5 копеек. А вот этот диск мне реально снес крышу. Группа стала играть намного круче, до сих пор считаю этот альбом лучшим в дискографии.
Чуть позже я достал Master of Puppets (86), дебютный Kill Em All(83) и мини - альбом The $5.98 E.P(87). Все было заслушано «додыр», а эта группа стала одной из самых любимых.
Знал я и про Megadeth («это тот чувак, которого из Металлики выгнали»). Но он мне не нравился. Я слушал Peace Sells… ButWho’sBuying? (1986) и So Far, So Good… So What! (1988). Первый из них вообще считается классикой, но ни тогда, ни после мне так и не удалось его оценить. Попытки предпринимались неоднократно.
Поэтому вышедший в 1990 - м Rust In Peace был мной встречен без особого энтузиазма. А мне аж виниловую пластинку притащили на пару дней. Без особых ожиданий ставлю диск на проигрыватель и услышал группу совсем другого уровня. Разница между первыми тремя альбомами Megadeth и Rust in Peace была потрясающей! Песни стали мелодичными, c упором на риффы и соло (Hangar 18 содержит 11 соло!), плюс бесконечно меняющиеся ритмические рисунки.
Этот диск представляет собой нечто среднее между трэшем и более традиционным видом металла. С того момента я стал большим любителем этого коллектива.
Все 90 - е были реально десятилетием Megadeth c серьезными продолжениями: ”Countdown to Extinction” (92); “Youthanasia” (94); Cryptic Writings (96), Risk (99). Несомненно, высокий уровень этих альбомов был связан с усилением состава гитаристом и прекрасным музыкантом Марти Фридманом.
В 21 - м веке Megadeth хоть и не был уже так хорош, но все равно выпускал крепкие работы. Здесь у меня не обзор музыки, упоминать не буду, все здесь на канале и так в курсе.
А 90 - е у главного конкурента не очень. В 1991 Metallica выпускает свой знаменитый черный альбом. Звук тоже несколько облегчился, как годом ранее у Megadeth. Это был огромный коммерческий прорыв для коллектива, после него это - самая известная метал - группа в мире.
А вот мне он как раз понравился меньше предыдущих. Причиной было совсем не облегчение звука и не упрощение песен, а качество материала. Запоминающиеся там только две первых песни (они прекрасны), а две баллады выглядели совсем чужеродными. И они у многих вообще создали неверное представление о их музыке. По радио и ТВ в начале 90 - х постоянно крутили два «медляка» из черного альбома. И некоторые решили, что вся Металлика такая. Меня как - то в те времена одна девушка попросила поставить Металлику, говоря, что очень ее любит. Удивлению ее не было предела, когда я поставил свой любимый Justice)))Нет, альбом вовсе не был плох, но он явно проигрывал предыдущим.
Load (1996), как ни странно, мне понравился больше, несмотря на некоторую затянутость. А вот дальше все очень плохо (для меня). Reload (1997), St. Anger (2003) и Death Magnetic (2008) вообще не зашли, до конца дослушать смог буквально несколько раз и ничего не запомнилось. Lulu (2011) вообще не смог дослушать.
Считаю провальным эксперимент Металлики с оркестром. Не сочетается совсем. Я хоть и не любитель симфонической музыки, но прекрасно понимаю, насколько это сложный «инструмент». Когда около ста человек с высшим музыкальным образованием фактически играют роль синтезатора для группы из четырех человек, а гитара и вокал остаются без привычной ритм секции, результат плох для обоих. Чудес не бывает, не сочетается несочетаемое.
Несколько реабилитировались с Hardwired...To Self-Destruct (2016), альбом отметил возвращение в «родную гавань». В текущем году ждем очередной с надеждами на продолжение хорошей тенденции.
Что в итоге? Что общего и что различного?
Самое большое отличие заключается в том, что Metallica гораздо более мейнстрим. Даже люди, которые ничего не смыслят в метале, слышали о Metallica. Это сказывается и на самом дорогом для души каждого музыканта - кошельке. Продажи альбомов у них в несколько раз больше, чем у Мастейна с компанией (125 миллионов копий против 36 млн ), группа до сих пор собирает стадионы, что у Megadeth давно нет.
Что интересно, по большому счету, два лидера трэша играют не совсем трэш. Это скорее хэви с элементами трэша.И обе облегчили свой стиль примерно в одно и то же время.
Мои выводы:
• Metallica - это коллектив музыкантов, Megadeth - аккоманирующий состав для Мегадейва. И то и другое имеет плюсы и минусы.
• Дэйв Мастейн лучше композитор, чем команда Hetfield/Ulrich.
• В Megadeth более сосредоточены на соло, и они хороши, в то время как Хэммет слишком усердствует с вау-вау эффектами, хорошее соло у него надо еще искать. А басиста часто вообще не слышно.
• Ульрих сам признает, что не очень техничен. Впрочем, Металлику тяжело представить без Ульриха, это одно из ее лиц и авторов песен. А этот стиль - это не обязательно виртуозное владение инструментом, прекрасный результат может получиться без этого, чему масса примеров.
• Возможность Мастейна менять любого из музыкантов, а выбирает он всегда лучших из лучших, делает его коллектив более технически совершенным.
• Дэйв гораздо лучше играет на гитаре, чем Хэтфилд. Впрочем, это логично, он же был в первом составе Металлики лидер - гитаристом. И, пожалуй, лучше заменившего его Хэммета.
• Джеймс Хэтфилд намного лучше поет. По собственному признанию, сам Мастейн изначально искал вокалиста, когда основал Megadeth. Но, с другой стороны, сложно сейчас представить ставшую уже классикой музыку с другим вокалом.
Я люблю обе группы. До 1990 - го у меня лидер Metallica, а после-Megadeth.
А у вас как?
P.S. Думал сегодня без музыки. А почему нет, с другой стороны? У нас же музыкальный канал и надо как-то наградить читателей за такой лонгрид.
Вот мой трек -лист. При выборе специально избегал общепризнанных "хитов» (и так все помнят), а включил хорошие на мой взгляд треки, оставшиеся на втором плане, а то и вовсе подзабытых. По пять от каждого.
Metallica:
Два кавера, наверное, не очень правильно вставлять, но уж очень они мне нравятся)
Megadeth (с одним кавером):